Абзац
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №28 (22.08.2006) Просмотров: 3888

    Автор: Влад Сотников.

    Рубрика: Читатель читателю.

    Номер: №28 (22.08.2006).



    Демо: внешняя форма  или внутреннее содержание?

    На российской сцене демомейкинг стал целым направлением, в котором люди имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Можно долго спорить об истоках этого направления - одно является несомненным: развиваясь как возможность продемонстрировать свое умение программировать, в настоящий момент демо стало направлением искусства со всеми вытекающими из этого особенностями.

    Собственно, первые поделки, которые можно назвать предвестниками демо - это определенные, в первую очередь визуальные эффекты, которые достигались программистом за счет использования математических возможностей компьютера. Т.е. для визуального эффекта вращения, допустим, куба мы делаем не последовательность кадров, как это делается в кинематографе, а используем формулу, которая прорисовывает этот самый куб во всех его кадрах. Таким образом, объем программы становится несравненно меньше, чем, если бы в ней содержались все кадры, отражающие моменты прорисовки фигуры.

    Создаваемые на своем компьютере и демонстрируемые друзьям, эти процедуры были не более чем процедурами, и собственно искусства как такового здесь было не больше, чем искусства, или лучше сказать - умения программиста использовать возможности компьютера.

    Однако если такие эффекты и могут быть оценены программистом, то для простого пользователя они будут не более чем эффектами. Поэтому на эффекты стали накладывать музыку. Для начала просто музыку, позже - музыку, создаваемую специально для данной программы. Музыка здесь выступает и как фон, и как собственно проявление творчества отдельного человека. Ведь среди пользователей не у всех были способности или желание заниматься программированием, некоторым было интереснее создавать музыку.

    Сейчас уже сложно сказать, что было в начале: развивалась ли музыка отдельно, или музыканты изначально писали музыку для демо. На разных платформах ситуация разная. Многие писали музыку, но широкого применения она не находила. Её слушали отдельные меломаны, однако большинство играло в игры, и воспринимало незнакомую музыку в основном через игры. Но игры создавались на западе, а у нас создание игр было развито слабо (т.е. игры фактически не создавались). Поэтому единственным способом для музыканта заявить о себе стали интро и демо (позже - различные компьютерные информационные издания: журналы и газеты).

    Собственно, определенные эффекты и музыка, объединенные между собой, уже создавали нечто, что было приятно смотреть и приятно слушать. Это еще не демо, скорее - интро. Такие мини-программки вставлялись в начале загрузки игры, которая была взломана и обессмерчена (или дискофицирована) авторами. Ведь игра запускается пользователем довольно часто (если она хороша), и он волей-неволей смотрит каждый раз интро, стоящее вначале игры.

    Ситуация в корне изменилась с момента появления компьютерных фестивалей. Теперь не нужно было привлекать внимание пользователей встраиванием интро в игру. Достаточно было лишь прислать отдельно интро или отдельно музыку на определенный конкурс, и, если она занимала высокое место, ее замечали, равно как и автора.

    А что же графика? Здесь, вероятно, ситуация не так проста: рисовать на компьютере пробовал почти каждый, и многие рисовали уже неплохо. Однако продемонстрировать свои работы широкой аудитории было затруднительно, поскольку отдельная картинка - это всего лишь картинка. Художники начали привлекать к себе внимание лишь за счет появления большого количества электронных газет и журналов, где для каждого номера в качестве заставки хорошим тоном стало использовать специально созданную полноценную картинку. Т.е. фактически электронную обложку (также как и специальную музыку: одну композицию на весь номер для электронной газеты, и несколько композиций (в идеале - одну для каждой статьи) для электронного журнала). Фактически, электронная газета и электронный журнал различаются лишь количеством музыки, ну и, естественно, объемом и качеством материалов.

    Итак, предпосылки для появления направлений были созданы, и направления стали возникать: на слуху стали имена музыкантов, художников и программистов. Т.е. графика, музыка и программирование.

    Но это все история. Главное же, что нас интересует - это внутренняя сущность того явления, которое называют демо. Это программа? И если программа - то для чего? Здесь мнения различных людей расходятся. Так, для одних демо - это все та же демонстрация эффектов, лишь красиво оформленная. Такие люди аппелируют к традиции возникновения интро и демо, а также к названию. Демо - это сокращение от «демонстрация».

    Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Объединив в себе графику и музыку, программа невольно следует законам существования этих направлений, которые вначале воспринимались как украшение эффектов. Кроме того, как любое творческое направление, претендующее на право называться направлением искусства, демо стало приобретать определенные традиции или правила. Так, наиболее яркое из них - это синхронизация видеоряда и музыки, когда определенные ключевые действия демо выделяются, например, ударниками. Смотря демо, зритель невольно подпадает под ее ритм, если этот ритм в ней, конечно, есть. Другое правило - абстрактный сюжет, который фактически не читается, и абстрактные проясняющие надписи, преимущественно на английском языке. Это не желание сделать работу интернациональной, а скорее следование тем самым законам и правилам жанра, о которых говорилось выше.

    Если рассматривать демо во временной перспективе, то можно различить целые тенденции и направления, которые присущи тому или иному промежутку времени. Так, на Спектруме сначала возник триколор, который сразу подхватили большинство демомейкеров, затем появилась плазма, и, наконец, чанки. Это не подражание, а скорее освоение новых возможностей, предложенных кем-либо из представителей направления. Кроме того, это желание не повториться и сказать что-то новое. А для этого был нужен инструментарий.

    Если согласиться с тем, что демо присущи все вышеперечисленные особенности, то можно ли продолжать безапелляционно утверждать, что демо - это всего лишь демонстрация эффектов? Вовсе нет. Более того - наверняка нет. И поэтому оценивать демо лишь с точки зрения наличия в ней интересных эффектов было бы крайне недальновидно. Тем не менее, такая позиция присуща многим. В интервью группы «Кроликс», которое они дали Дмитрию Завалишину, авторы одних из наиболее сильных в настоящее время работ говорят: «Нас часто спрашивают, какой смысл в наших демо? Мы отвечаем: смысл? Разве в них есть смысл? Кто-то сделал интересный эффект, кто-то сделал еще один - и мы собрали демо». Т.е. смысла как такового в своей работе не видят даже авторы. Такое же отношение есть у многих зрителей: смотря демо, они ожидают увидеть красивые эффекты. Работа оценивается ими с точки зрения того, насколько сложно сделать тот или иной эффект (если они программисты), или с точки зрения того, видели ли они такой эффект в предыдущих работах. Другой критерий - то, насколько красиво эффект смотрится. Смысл как таковой здесь не важен.

    Однако почему же во многих демо сквозь набор эффектов проглядывает сюжет? Авторы подсознательно ощущают, что чего-то не хватает. Поскольку если абстрагироваться от сложностей программной реализации, то любой зритель сможет сказать: демо красивая или нет. Интересная или нет. И, наконец - есть что-то в том, что он видит на экране, или работа попросту пресная. А такие понятия, как красота, интерес напрямую выводят нас к эстетическому восприятию окружающего человеком.

    Эстетическое восприятие связано с восприятием через органы чувств, и усмотрением в предмете целесообразности формы, т.е. соответствие предмета некой внутренней цели, внутренней форме. Это, в первую очередь, соразмерность частей друг с другом, или, иначе говоря - гармония частей целого. Тогда предмет кажется нам красивым или даже прекрасным.

    В демо под такой соразмерностью можно рассматривать гармонию цвета, гармонию ритма, гармонию стиля, звука и, наконец - гармонию смысла. Да, можно взять набор разнообразных эффектов, и назвать получившееся «демо». Однако почему в демо возник в свое время звук? Зачем стали синхронизировать звук и графику? Вероятно для того, чтобы работа приятно смотрелась. А понятие «приятного» подразумевает в первую очередь гармонию. Причем, даже не осознавая всего этого, автор непроизвольно стремится сделать работу эстетически приятной. Так, создавая интерфейс для системной программы, программист выбирает, каким цветом выводить надпись на экране. Здесь же требуется уже не умение программировать, а то, что часто называют вкусом, умением чувствовать стиль.

    Можно пойти по легкому пути и использовать шаблон, который преобладает в большинстве подобных работ, которые знает автор - тогда он придерживается принятого стиля. Можно попробовать создать что-то свое, но здесь важно не ошибиться, ведь такой «высший пилотаж» доступен лишь людям с очень высоким эстетическим восприятием. Зато можно стать основателем нового стиля, нового направления.

    Пытаясь привести все части демо к гармонии, авторы непроизвольно стараются сделать в демо сюжет, даже если у них это и не получается (большинство известных дем имеет сюжет, который рядовым зрителем не «читается»). Так, Life is infinite с Chaos Constructions 2004 имеет вполне целостный сюжет, который при мне создавался группой спектрумистов во главе с Research. В деме же мы действительно видим в основном набор эффектов. Возникает известная в искусстве ситуация: зритель видит, что работой что-то пытаются сказать, но не понимает, что именно. У него создается ощущение, что работа чрезвычайно сложная, что он еще не в состоянии ее понять, и проникается к авторам уважением. Однако зачастую это просто неумение самих авторов донести до зрителей свою мысль.

    Бывает и наоборот, когда работа действительно проста, но при этом остается не понята широкой аудиторией. Так, в этом отношении весьма показательна демо USSR 2185, привезенная группой skrju на Chaos Constructions 2005. Все обратили внимание на вращающиеся кубы, однако по результатам голосования зала работа заняла 5-е место из 6-ти. В основном - за счет простоты наверное единственного в демо эффекта, однообразного и повторяющегося видеоряда и необычной музыки (в стиле noise). Вердикт зрителя: эффектов фактически нет (видимо, не умеют программировать), слайд-шоу (видимо, делалось на скорую руку) и непонятные звуки (видимо, не умеют писать музыку). Однако давайте взглянем внимательнее: повторяющийся видеоряд - это дома, выдержанные в стиле «индустриальной» советской архитектуры. Окружающие нас дома нам привычны, мы не видим в них ничего особенного, но... Через какое-то время они будут восприниматься совершенно иначе - как символ прошедшей эпохи. На них будут смотреть, как мы смотрим сейчас на древние крепости и церкви. Т.е. будущее уже наступило, но мы этого еще не осознаем - это, по словам участников skrju, главная мысль этой демо. Указание на это будущее есть и в названии: 2185 - это 2185-й год. Одновременно здесь зашифрована и дата фестиваля: 21 августа 2005 года. Лицо человека - это собирательный образ жителей этих домов (лучше сказать - этой эпохи): он уже старый, т.к. его эпоха - прошлое. На самом деле, каждый образ в этой работе связан с основным смыслом демо и имеет свое значение. Но это та гармония частей целого, которая не была понята.

    Несомненно, не менее глубоким смыслом наполнены и работы одной из ведущих на Спектруме в настоящее время групп: CPU (Cyber Punks Unity). Многие видели работу I’m the seed, однако не многие могут сказать, какая мысль в ней заложена. Для того, чтобы «прочитать» смысл, необходим определенный уровень знаний, культуры, образования и жизненного опыта. Современные демомейкеры опережают в этом отношении зрителя.

    Конечно, я не стану утверждать, что современное демо должно отказаться от эффектов и сделать акцент лишь на внутреннем содержании. Тогда, по словам Кирилла Фролова, это уже действительно нельзя будет рассматривать как демо. Но и простой набор эффектов не делает из программы то, что называется «демо». Самым главным, я считаю, что должно присутствовать в истинном демо - это гармония внешней формы и внутреннего содержания. Только благодаря этому современная демосцена будет иметь шанс на дальнейшее развитие и право называться направлением искусства.

    © 2004-2013 Perspective group