Абзац
:: Поиск
:: ПоддерЖка ПрОекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №29 (04.12.2006) ПрОсмотрОв: 2653

    Автор: Влад Сотников.

    Рубрика: События.

    Номер: №29 (04.12.2006).



    Chaos Constructions 2006

    Закончился очередной фестиваль Chaos Constructions, самое время подводить итоги. Как видно из отзывов спектрумистов, посетивших фестиваль, оценка происходившего у них неоднозначная. Некоторые очень довольны тем, что увидели, некоторые - наоборот. Причины недовольства, которые называются ими, разные, но чтобы объективно увидеть ситуацию и понять, что же такое Chaos Constructions и зачем он нужен, необходимо рассмотреть современное положение Спектрума в обществе по-возможности со всех сторон. И начать с истории.

    Как зарождалось движение спектрумистов - знает практически каждый из нас. Не вижу смысла повторять общеизвестные факты. Хочется отметить лишь следующее: на заре возникновения движения Спектрум был массовым компьютером, он стоял в доме почти у каждого технически прогрессивного жителя. Ситуация со Спектрумом была такая же, как сейчас мы можем наблюдать ситуацию с PC: большое количество пользователей и небольшой процент тех, кто открыл для себя Спектрум как инструмент для творчества. Через некоторое время по доступности и техническим характеристикам Спектрум был вытеснен IBM PC. Те, кому нужен был компьютер для работы, для развлечения или просто как атрибут быта или статуса владельца - от Спектрума отказались. Остались лишь те, кому Спектрум помогал самовыражаться. Т.е. фактически - творческая элита. Продолжались выпускаться игры, писалась музыка и рисовалась графика. Выпускалось большое количество электронной прессы - газет и журналов, вовсю «кипела» сетевая жизнь: спектрумисты общались через ZXNET, создавали довольно большой процент пользователей FIDO. И при этом продолжали оставаться довольно замкнутым сообществом, непонятным для окружающих. У каждого из нас заготовлен ответ на вопрос «Почему вы пользуетесь Спектрумом?». Этот ответ может быть каким угодно: оправданием, гордостью - неважно. Сам этот факт говорит о том, что такие вопросы задаются, а это значит, что отношение общества к спектрумистам особое. Иногда непонимание, удивление, незнание.


    Фестивали: зачем они нужны?

    То, как в нашей стране возникали фестивали компьютерного искусства, или demoparty, как их еще называют - тоже многие знают. Большое количество создаваемых работ, которые требовали выхода - показа друг другу, а также элемент соревнования, который привносил фестиваль. Люди готовили работы специально для demoparty, для того, чтобы выставить в конкурсе, и либо заявить о себе, либо получить приз - кому что было необходимо. Demoparty всегда давали заряд творческой энергии, и благодаря им зарождались целые творческие направления. Создавались группы, появлялись и воплощались в жизнь различные идеи. Это - позитивная часть фестиваля. Тогда, в середине 90-х годов прошлого века, никому не приходило в голову заявлять не только о себе, но также о своей платформе, о компьютере, которым пользовались - т.к. этот компьютер стоял почти в каждом доме. Основное побуждение участника фестиваля было следующее: «посмотрите, что можно сделать на компьютере, который стоит у вас дома / в вашей комнате / на вашем столе / на котором вы играете в Exolon или слушаете музыку в Wham! или набираете и читаете тексты в Is-Dos, который кажется вам неимоверно трудным». В этом был свой кич, своеобразное изящество. Однако сейчас Спектрум не стоит в каждом доме. Ситуация изменилась, и это необходимо учитывать.

    В лингвистике есть такое понятие, как «языковая картина мира». Суть его сводится примерно к следующему: говоря о чем-то, человек создает свою собственную реальность. Т.е. говоря постоянно, допустим, о том, что страна, в которой он сейчас живет, плохая, а раньше в ней было лучше - человек создает для себя реальность, в которой действительно страна сейчас плохая, а раньше была лучше. Эта же реальность может распространяться и на окружающих, которые погружаются в его словесный мир или, попросту говоря, легко подвержены вербальному (словесному) воздействию. И эта реальность не является вымыслом, она вполне объективна, поскольку если бы кроме этого человека больше никого вокруг не было - это было бы самой настоящей единственной реальностью. В этом, вероятно, стоит искать причину нынешнего положения Спектрума, нашего к нему отношения и отношения к нему общественности: то, какой реальностью для какого количества людей является наш Спектрум.

    Включая каждый день Спектрум и что-то делая на нем, Спектрум для нас более реален, чем, допустим, Амига, если у нас ее нет. Но для человека, у которого Спектрум был в далеком детстве, он из разряда реальности перешел в разряд воспоминаний. Что, однако, не мешает этому человеку в какой-то момент сделать для себя Спектрум снова реальностью - начать на нем что-то творить: писать музыку, рисовать, программировать.

    Вы спросите - а при чем здесь demoparty? А при том! Именно сюда приходят творческие личности, именно здесь у них может произойти качественный скачок в сознании, когда они могут принять в свою повседневную реальность что-нибудь новое. В том числе и Спектрум.


    Есть ли у Спектрума будущее?

    Вопрос, на который многие дают однозначный ответ: вряд ли. Медленный процессор, который никогда не догонит PC, маленький объем памяти, ограниченная графика, и т.д., и т.п. Казалось, мир навсегда распрощался с игрушками типа Lode Runner’а, Boulder Dash’а и подобным. Таки игры все считали лишь началом, приведшем, в конце концов, к Counter Strik’у, Need for Speed и подобным сложным играм. Однако пришла эра мобильных телефонов - и выяснилось, что люди снова с удовольствием начали играть в игры, где маленький, условно прорисованный человечек бегает по простенькому лабиринту. Вероятно, именно здесь и сказалось глубокое заблуждение, что чем сложнее и красочнее игра, тем она лучше. Человеческое сознание с большей охотой принимает условный, нереалистичный игровой мир, который далее досоздается в воображении. Точно так же простая логическая игрушка может оказаться притягательней сложного качественно прорисованного квеста. Крах идеи виртуальной реальности? Скорее всего.

    И в этом тоже кроется одна из причин того, чем же Спектрум так притягателен до сих пор: он как раз отвечает всем этим условиям. Урезанная графика оказывается даже в большей степени плюсом, чем минусом (как обычно принято считать). Более того: можно привести пример изобразительного искусства, которое всегда стремилось к наилучшему отражению визуального мира. Но вот появилась фотография. Изобразительное искусство исчезло? Нет. Оно пошло в обратном, с точки зрения адекватного отражения реальности, направлении: импрессионизм, примитивизм и т.д. Размазанные пейзажи Ван Гога или геометрические фигуры Пикассо ничем не напоминают то, что мы видим вокруг. Однако сила, заложенная в этих картинах/образах намного выше того, что может быть заложено в обычной фотографии. Спектрум в данном случае находится в более выигрышном положении, чем PC: ограниченные звуковые и графические возможности позволяют перепрыгнуть через стремление к обманчивой гармонии, и перейти сразу на ступень выше - к абстракции. Именно поэтому демо, графика и музыка Спектрума уже сейчас намного глубже, чем демо, графика и музыка на PC. Однако то, что очевидно нам, вовсе неочевидно не спектрумистам. И увидеть и понять это им помогают те самые фестивали компьютерного искусства, или demoparty, о которых я и веду речь.


    Итак, фестиваль

    Зачем люди приезжают на фестиваль и что они собираются там увидеть? Что им может понравиться или не понравиться? Ответить на этот вопрос сложно, т.к. у каждого свой ответ. Можно попытаться лишь определить тенденции.

    Для меня любой подобный фестиваль всегда был событием, и я старался ни один из них не пропустить. Там я встречался со своими знакомыми, там была та пьянящая атмосфера тусовки, которая придавала силы для того, чтобы продолжать создавать что-либо новое. Мне сложно представить, что должно было бы произойти, чтобы я сказал: «Я разочаровался». Даже отмененный второй день Enlight’а 97 не вызвал во мне никаких негативных эмоций: ведь был первый день! Было много общения, было увидено много работ. Когда на одном из Chaos Constructions не состоялось Music Compo, организатор нашей группы собрал у себя дома музыкантов: DNK, кого-то еще, было проведено голосование, и объявлены неофициальные результаты. Никакой трагедии в этом не было. Фестиваль состоялся, а это главное. Все воспринималось позитивно.


    Фестивали сейчас

    Некоторые говорят: мы, спектрумисты, чувствовали себя на CC’2006 как незваные гости. Не знаю, откуда могло возникнуть такое ощущение: платформа была представлена, и представлена была фактически полностью: демо, интро, графика, музыка. Не было Game Compo - но если мы вспомним, на первых демопати такого конкурса не было, он был введен уже на последних CC. И ничего не мешает ему появится снова - были бы только работы. На самом деле, Спектрум по сравнению с той же Амигой даже сейчас занимает лидирующее положение. Вспомним: 5 реалтайм PC ноутбуков и 5 реалтайм Спектрумов. Где реалтайм Амиги? Их не было. В оргкомитете нет представителей Амиги - и вовсе не потому, что их не любят. Просто Амига как движение практически полностью исчезла, несмотря на попытки энтузиастов доказать обратное. Про Спектрум-движение этого сказать нельзя: количество работ по сравнению с прошлым годом выросло вдвое.

    Кто-то сказал: «Питер понравился больше, чем Chaos Constructions». Да, но Питер создавали 300 лет, а нашему фестивалю нет и десяти! Смею надеяться, что через триста лет Chaos Constructions будет намного лучше, чем Питер сейчас. Опять же, глупо было бы ожидать криков со сцены: ZX Rulez Forever, или подобного. Вероятно, отсутствие таких действий показалось многим пренебрежением к платформе? Да, так было на первых ЦЦ. Но ведь мы, спектрумисты, не хотим выглядеть в глазах окружающих несерьезно? Такое поведение присуще, скорее, детям и подросткам. Спектрум на Chaos Constructions представлен как серьезная платформа, такая же серьезная, как «серьезен» PC. Более того: многие конкурсы дают возможность Спектруму соревноваться с PC-работами, и даже занимать среди них первые места (2-е место в Game Compo, 5-е место в Wild Compo, моя Invitation, сорвавшая бурю аплодисментов несмотря на рассинхронизировавшиеся изображение и звук - мне кажется, аплодировали даже просто музыке в моей работе). Разве раньше спектрумисты могли даже подумать о том, что они смогут участвовать в межплатформенных конкурсах? А такие факты тоже очень сильно способствуют популяризации платформы.


    Реалтайм конкурсы

    В прошлом году, на CC’2005, мне пришла в голову идея провести пару реалтайм конкурсов. Вначале - в виде эксперимента. Признаюсь, меня натолкнула на эту мысль инициатива Касика с его реалтайм конкурсом игры в Exolon. Кроме того, на CC’2004 было несколько реалтайм-конкурсов, но только для PC. Было обидно, что их не было на Спектруме. Эксперимент удался - вышли люди, были написаны мини-интро, была написана музыка. В 2005 году, в первый раз, люди выходили с опаской: только 3 человека участвовали в Realtime Music Compo. Однако сделанные по принципу why not, реалтайм конкурсы открылись мне совершенно с другой стороны, и я осознал их огромную важность, которая даже не приходила мне в голову, когда я их задумывал: в этом году было очень много желающих. К сожалению, качество компьютеров (а многим из них уже более 10 лет) подвело, конкурсы задерживались, плохо читались диски. Однако выходило много людей, и даже более того: многие из них были неспектрумисты! В ZX Gtaphics Compo вышел человек, у которого Спектрум был в детстве, и который рисовал на Art Studio. Мы поставили ему эту программу, он нарисавал картинку и занял второе место! Также вышла девушка с псевдонимом shumnaya (хороший художник на PC), которая никогда в жизни не видела Спектрум. Она потренировалась 10 минут в BGE, и нарисовала картинку, которая заняла 3-е место. Недавно я получил от нее сообщение, что все это ей очень понравилось, она установила у себя дома на компьютере эмулятор Спектрума и тренируется в нем рисовать. Как оказалось, выходя на ZX реалтайм конкурс человек-неспектрумист или тот, у кого Спектрум был в далеком детстве, осознает всю серьезность происходящего и серьезность компьютера, за которым он сидит, у него формируется серьезное к нему отношение, и Спектрум переходит в разряд реальности этого человека. Такие конкурсы сильно способствуют популяризации платформы и привлечению на нее новых людей.


    ZX Realtime Hacking Compo

    В этом году хотелось сделать что-то новое, и родился Realtime Hacking (или Cracking) Compo. Традиции взлома на Спектруме гораздо старше, чем традиции взлома на том же PC. В свое время также сильно развились традиции защиты программ (вспомним хотя бы «царапанные» диски, которыми Слава Медноногов защищал игру «Черный ворон»). Перед конкурсантами была поставлена задача: обессмертить игру (в этом году была выбрана Dizzy 7). Вроде бы, задача тривиальная. По крайней мере, тем, кто вышел на конкурс, поначалу именно так и казалось. Для взлома можно было использовать либо STS, либо Теневой Монитор компьютера ZS Scorpion (все реалтайм Спектрумы на Chaos Constructions являются Скорпионами - специфика Петербурга). Однако первым сюрпризом для участников оказался блокированный Монитор. Блокировался он банальной командой RST 8: DB #85, которая в паре мест была раскидана по коду, и оказалась сложным препятствием для конкурсантов. В принципе, при желании ее можно было обойти трассировкой. Точно также любители STS столкнулись с препятствием: резидент отладчика «грохался» при запуске программы. Я специально этого не задумывал, но основной код был запакован HRUST’ом, который при распаковке раскрывался до конца памяти, т.е. до ячейки 65535. Если резидент пытались посадить в конец памяти, то неудивительно, что он затирался. Здесь также могла помочь трассировка, навыков которой у конкурсантов, видимо, не было. В итоге победитель занимался взломом 35 минут, а у человека, занявшего второе место, на выполнение задания ушло два с половиной часа. Что стало для меня неожиданностью, т.к. я рассчитывал, что с этой задачей справятся за 15-25 минут. Но данный конкурс оказался одним из самых интересных на фестивале, и мне самому теперь интересно: за какое время с подобной задачей справятся конкурсанты в следующем году?


    Минусы. Куда же без них?

    К сожалению, устаревший «парк» машин сильно усложнил нам задачу в этом году: машины оказались изношенными, клавиатуры постоянно норовили отвалиться, качество изображения на некоторых мониторах было посредственным, но самое главное - это 5,25” дисководы, которые оказались несовместимы между собой. Несмотря на то, что это вызвало ряд неудобств как для конкурсантов, так и для нас, организаторов (в первую очередь это вызвало задержку конкурсов) - в принципе, это проблемы решаемые. Нерешаемыми проблемами было бы полное отсутствие компьютеров и невозможность нигде их достать. В следующем году нами планируется переход на реалтайм компьютерах на 3,5” дисководы, а также снабжение всех машин PAL-кодерами производства группы Nedopc. На всякий случай, т.к. количество мониторов у ZX организаторов растет с каждым годом.

    Также из минусов этого года можно назвать сложную систему регистрации, при которой регистрацией приходящих работ приходилось заниматься нам, организаторам. Такая система не совсем хороша, т.к. отправленная по e-mail работа может попросту затеряться в чьем-то почтовом ящике (что у нас, в итоге, и произошло). Хочется порекомендовать всем пользоваться все-таки формой для регистрации работ на официальном сайте фестиваля, какой бы непривычной и на первый взгляд неудобной она ни была.

    К сожалению, при показе работ также произошла накладка: работа Diver’а (4th Dimension) при показе результатов Realtime Graphics Compo оказалась пропущенной, что не осталось незамеченным автором. Перепоказ работ произошел не так быстро, как хотелось бы. Все эти мелкие накладки являются неотъемлемой частью любого мероприятия, и на них не стоит обращать серьезного внимания. Однако перед Diver’ом мне хочется извиниться лично и особо: так уж выходит, что ему достается от нас каждый год.

    Меня спросят: а что, неужели нельзя сделать так, чтобы все было гладко и без единой запинки? Я отвечу: да, можно, но вряд ли. Т.к. существует множество факторов, один из которых - командная организация. Причем люди приходят каждый раз новые, и скоординировать с ними все действия оказывается очень сложно. Причем я не имею в виду организаторов-спектрумистов: так, кто-то за компьютером для показа нажмет не ту кнопку, повернет не тот рычаг - и AY музыка пойдет в искаженном виде. Все предусмотреть сложно, да и вряд ли возможно. Кроме того, оказывается интересен еще один забавный фактор: на Chaos Constructions 2005 было выдержано расписание, конкурсы шли без сбоев. И нам высказывали недовольство: фестиваль оказался скучным, т.к. на нем не происходило ничего непредвиденного (!). Единственным запомнившимся многим событием был сбой показа демы от CPU, которая вначале пошла без звука, и то, как при переоцифровке Random громко зачитывал залу текущие проценты копирования файла на сервер (!). Так может незначительные накладки даже нужны?

    И о плюсах

    В прошлом году мы собрали компьютеры, которых у нас изначально не было. Также разработали схему оцифровки и показа работ, а также правила и принципы проведения реалтайм конкурсов. Но главная задача, которая все же перед нами стояла - это правильная оцифровка работ. Конечно, можно было бы показывать работы напрямую, как это делалось на первых Chaos Constructions или как это делается сейчас на DiHalt. Однако такой показ носит локальный характер: работы показываются на фестивале, но больше в таком виде их никто посмотреть не сможет. А ведь не секрет, что многие неспектрумисты хотели бы посмотреть спектрумовские демы, но не имеют такой возможности из-за неумения работы с эмуляторами. В данном случае оцифрованная работа имеет ряд преимуществ: ее сможет увидеть каждый, у кого на компьютере установлен видеоплейер, проигрывающий avi-файлы. Но убогий PC-стандарт, предусматривающий только 25 кадров в секунду против спектрумовских 50-ти, весьма усложняет задачу: банальный скроллинг становится дергающимся, так что иногда просто невозможно прочитать надпись, бегущую по экрану. О более сложных эффектах я вообще молчу. В этом году нам удалось решить эту проблему: мы получили видеофайл, в котором за секунду выводится 50 кадров. Т.е. изображение, которое выводится на PC монитор, один в один такое же, как на мониторе реального Спектрума. К сожалению, особенности проектора не дали нам возможности показывать в этом году демы именно в таком виде, но на следующий год ничего не мешает нам это сделать - т.к. технология уже существует и отработана (спасибо ее автору - Кириллу Фролову). Кроме того, наши эксперименты со звуком показали: оцифровка должна происходить только с реального AY и на хорошую звуковую карту, желательно - Creative. Также возможно частичное преобразование звука, чтобы в левой колонке был слышен правый канал, а в правой колонке - левый. Таким образом, если все удастся сделать как задумано - Спектрум будет представлен на Chaos Constructions так, как ни на одном фестивале он представлен до этого не был. Т.е. качество показа видео и звука должно быть просто идеальным.


    Заключение

    Некоторые говорят: мне на фестивале было скучно, больше я туда не поеду. Но всем этим людям хочется сказать: что для вас Спектрум? Что вы для Спектрума? И что вы ожидаете? Если вы приезжаете на шоу, и за деньги, заплаченные за вход, ожидаете увидеть зрелище, будучи заранее критично настроены - то, скорее всего, Chaos Constructions действительно не для вас. Там на входе не выдают чипсы, которыми можно хрустеть, уютно устроившись в кресле, как в американских кинотеатрах. Фестиваль - это возможность показать свою работу и увидеть реакцию на нее окружающих. Это возможность пообщаться вживую с единомышленниками. Это, наконец, мероприятие, непосредственным участником которого являетесь вы сами. Как большой реалтайм конкурс под названием Chaos Constructions, куда необходимо приходить с правильным настроем, чтобы получить от него максимум и победить. Мы со своей стороны постараемся делать так, чтобы и в дальнейшем Спектрум был представлен на этом крупнейшем в России демопати. Постараемся исправлять свои ошибки, вносить что-то новое. Мы постараемся быть достойными организаторами. А от вас требуется, чтобы вы были достойными участниками и посетителями - а это тоже нелегкий труд.


    Ссылки по теме:

    Chaos Constructions 2006. Отзывы посетителей [№29]
    Компьютерное искусство 2006 [№30]


    © 2004-2013 Perspective group