Абзац
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №21 (14.10.2004) Просмотров: 4647

    Автор: Влад Сотников.

    Рубрика: События.

    Номер: №21 (14.10.2004).



    Chaos Construction 2004: личные впечатления

    О том, что Chaos Constructions будет проходить в этом году в Питере, стало известно еще весной. Летом определилось и место проведения: ЛДМ, Ленинградский дворец молодежи. По сравнению с предыдущим мероприятием место было намного лучше - это вам не зал кинотеатра, да и располагалось оно гораздо ближе к моему дому. Что не могло не радовать.

    Примерно за неделю до начала фестиваля у питерских спектрумистов дома стали раздаваться звонки. Звонили люди из разных городов России с просьбой остановиться. Как известно, спектрумистская солидарность всегда была очень большой, и я согласился разместить у себя группу BrainWave и Сергея Зотова из Самары.

    Я был на всех фестивалях, проводившихся в Питере, начиная с Enlight 97, однако никогда нигде до этого не выставлял своих работ. В этот раз я решил не просто присутствовать, но и участвовать: я выставил свою музыкальную композицию и игру (многострадальные шахматы, которые очень долго собирался доделать, но руки как-то не доходили). Причем если музыка у меня давно была готова, то этого никак нельзя было сказать об игре: я дописывал ее буквально в последние часы перед мероприятием (в чем, думаю, ничего необычного нет: обычная практика многих спектрумистов).

    В четверг я встретил ребят из Йошкар-Олы: Megus, Vivid, C-Jeff, Tigrr. Выяснилось, что ничего спектрумовского с собой на фестиваль они не привезли - кроме музыки C-Jeff’а. Я разместил их у себя в комнате и принялся дописывать игру. Vivid и Megus очень помогли мне своими советами по программированию. К сожалению, несмотря на то, что Сергей Зотов связался со мной раньше всех, он так у меня и не остановился: вначале, пока он ехал, я не мог до него дозвониться, затем, за день до мероприятия, я никак не мог позвонить ему с работы - в итоге, он остановился у кого-то другого. Я встретил его в первый день фестиваля, и он смотрел на меня с немым укором: я все время его подвожу - то с поинтовкой, то вот теперь… Зато меня выловил Касик, и я согласился, чтобы он также остановился у меня. На самом деле, если бы меня об этом попросило еще 15 человек, я бы, вероятно, так же дал согласие. Не представляя, где они все поместятся в 15-метровой комнате.

    К вечеру пятницы игру я все-таки дописал. Отправил ее по электронной почте на адрес фестиваля и, спокойный, заснул. Утром я первым делом записал на всякий случай на болванку копию моей игры, и поехал на фестиваль.

    Первый день мероприятия выдался не слишком солнечным: погода явно не спешила никого радовать. Шел легкий дождь. Тем не менее, радостный, в предвкушении праздника, я шел к зданию ЛДМ. По дороге мне встретился Леня Сизов (BlackWave). Как выяснилось, ему было скучно: никого среди новых спектрумистов он не знал. Я предложил ему пойти со мной, безуспешно пытаясь зарядить его своим энтузиазмом.

    В здании ЛДМ действительно было достаточно народу, причем перед кассой даже образовалась некая очередь за билетами. Прошел слух, что билеты продают только тем, кто заранее их забронировал. Мне было бояться нечего: мной заблаговременно было забронировано 3 билета.

    Буквально сразу незнакомые люди стали превращаться в знакомых: меня начали узнавать (что очень меня порадовало), и все время до начала фестиваля я провел в общении со спектрумистами из разных городов.

    Через час после запланированного времени открыли двери в зал и начали пускать народ. Мы с Леней устроились в мягких креслах. Я удобно разложил перед собой листки для голосования и собрался неторопливо наслаждаться происходящим. Еще за день до фестиваля я говорил своей знакомой о том, что в программировании есть одно замечательное преимущество: ты дико нервничаешь, пока делаешь работу, зато во время фестиваля отдыхаешь и просто смотришь, какое место она займет. Нервничать и переживать уже совершенно не нужно.

    Ага, если бы я знал, как я заблуждался! Какое-то внутреннее чувство тревоги заставило меня найти Славу Калинина и на всякий случай поинтересоваться, все ли в порядке с моей работой. Предупредительный охранник проводил меня к Славе, который встретил меня вопросом: «Ну, как, доделал игру?». Вопрос поверг меня в легкий шок. Я был совершенно уверен, что игру получили по e-mail еще вечером и, более того, успели за ночь оцифровать (т.е. записать видеоролик, который будет во время фестиваля демонстрироваться с экрана). Как я был рад, что на всякий случай записал игру на болванку! Успокоенный, я протянул ее Славе, ан не тут-то было! Выяснилось, что у организаторов есть Спектрум, и есть PC с установленной Windows XP. На XP не работает Spectrum Navigator, поэтому достать файлы из TRD-образа никак не получается. Я начал нервничать (получалось, что моя игра может быть просто не показана на мероприятии). Пройдя за сцену, где располагалась вся аппаратура, и циркулировали организаторы, я начал предлагать варианты решения проблемы (скачать софт из инета, запуститься с аварийной дискеты и т.д.). В ответ на попытки помочь меня назвали «дятлом». Так же выяснилось, что все гораздо интересней: есть «Скорпион» с 5-ти и 3-хдюймовыми дисководами, причем среди дискет нет копировщика с MS-DOS дискет. Записанные на PC диски просто нечем прочитать на Спектруме. А в спектрумовском формате на PC их не записать, ибо XP. Затем Ларьков начал читать мне лекцию, смысл которой сводился к следующему: несут работы на чем попало: на компакт-дисках, винчестерах, флэшках, шлют по e-mail. Уж если ты спектрумист, то будь любезен принести работу на 5-дюймовом диске. Выходило, что им было не прочитать не только мою работу, но и часть других. Начиная раздражаться, я сказал: «Стоп. Я сейчас поеду домой и привезу необходимые программы. Ок?». Мне разрешили. Дали ровно час. Причем спасибо никто говорить не собирался. Судя по тому, как на мне срывали раздражение, выходило, что виноват во всем я (принес работу на диске, понимаешь; как мы его будем читать?).

    Следующие полтора часа не имеют к мероприятию никакого отношения, хотя напрямую с ним связаны: я мчался домой (на автобусах, ловил машины). Дома записал несколько копий 5-дюймовых дисков с системным ПО и своей игрой (на всякий случай). Затем на машинах мчался обратно. Прибежав в зал, я еще некоторое время не мог попасть за сцену: не пускала охрана. Затем мне предложили передать диски Славе или Ларькову: я наотрез отказался. Я прекрасно понимал, что их положат на первый попавшийся стол и попросту про них забудут. Организаторам я не доверял уже ни на йоту. Затем появился Слава и сообщил, что игры решили показывать на эмуляторе. Все мои старания оказались напрасны. Music compo и Grafic compo я безвозвратно пропустил. Однако я решил для себя, что не спущусь со сцены до тех пор, пока не покажут мою игру (причем я буду контролировать весь процесс, заодно и прокомментирую ее). Как выяснилось, не зря: потерялся мой компакт-диск с игрой (я нашел его в груде дисков у одного из компьютеров).

    Следующие полтора часа я провел на сцене рядом с Random’ом, Славой, Hunter’ом (ex-Style Group) и прочими организаторами. Было довольно утомительно: зал иногда апплодировал, иногда кричал - там бурлили эмоции. Я же мог наблюдать демонстрируемые работы лишь в маленьком окошке компьютера, с которого велась трансляция. И естественно, не голосовал: это было попросту сложно сделать.

    Легкое разнообразие внес показ 512 bite intro на Спектруме: начали демонстрировать работы (точнее, заранее записанные ролики). Первая работа состояла из квадрата, из центра которого расходились к краям экрана концентрические прямоугольники. Затем пошла вторая работа. «А чего дему до конца не показали?» - спросил Слава. «Там квадрат еще двигаться должен». Оказалось, что тот, кто оцифровывал интро, решил, что это все, и оцифровал лишь ее часть. «Забей», сказал Hunter, «Уже поздно что-либо делать». «Да вы что?» - говорит Слава, - «автор этот эффект три дня кодил». «Главное, чтобы теперь не появился автор» - говорю я. «Иначе всех тут поубивает». Через пару минут на сцене появляется автор - Konex из группы Antares. Возмущенный. «Вы че демку до конца не показали? Вы че? Давайте показывайте полностью… Кто тут ее обрезал?» Random, Hunter, Слава и я переглядываемся и мотаем головами: мол, не мы. «Давайте, показывайте», кричит автор, «блин, обрезали демку, знаете, сколько я ее кодил?». «Забей», говорит Слава. «То есть как это забей?» - кипятится автор, - «Ничего не забей. Давайте показывайте! Блин, я ее кодил, кодил, а ее обрезали…». Возмущенного паренька увела со сцены охрана. «Нехорошо, - говорит Random, - надо ее полностью оцифровать и показать». Затем этот квадрат все же показали, затем еще раз показали, потом еще… и еще. Как говорится, хотел, получай! Автор наверно и сам уже был не рад. Ну хоть какое-то для нас разнообразие…

    Наступило время показа игры. Я запустил ее, и принялся комментировать. Из зала закричали: «Уберите игру, покажите Вегу»! Меня это слегка задело: я же все-таки собирался показывать игру, а не себя… В принципе, игрушка с эмулятора шла неплохо. Правда, Слава предложил отключить мигание между 5-м и 7-м экранами, и я согласился. Потом я понял, что сделал это зря: народ просто не понял, что у меня диколор, и не оценил этого.

    После того, как я показал игру, я пошел в зал. Все, думаю, отдохну. Теперь на сцену ни ногой! Хватит. Надо просто наслаждаться происходящим. Почти сразу меня встретил вопрос Black Fox’а, автора музыки в моем интро: «Ты что сделал с моим звуком? Убью. Два канала пропали». Я-то со звуком ничего не делал. Так оказывается воспроизводился звук с эмулятора в зал. Вообще, много возмущений по поводу качества показа можно увидеть на форуме сайта фестиваля. Просто приведу цитату Wlodek’а: «Мы все благодарны за обрезаное сверху трапециидальное изображение, с «гуляющими» цветами в четверть классного широкого экрана. Оказывается в картинке kidsoft окно было зеленым, а не желтым! Оказывается в submarine весь смысл заключался в обрезанной части экрана! Оказывается в assorty megashock огонь был белым, а не голубым! Оказывается некоторые работы представляли собой не просто хаос точек! Оказывается надписи были везде вполне здоровые и читабельные! Уж на таком-то экране их можно было бы сделать адекватными, во всяком случае? Как удалось добиться такого удивительного эффекта?»

    Тем не менее, в целом, за исключением этих мелких недочетов, организация пати мне очень понравилась: хороший зал, хорошая охрана, благожелательный Random (который оказался на самом деле неплохим открытым человеком), много интересных людей, да и вообще отсутствие какого-либо напряжения (если исключить мою нервотрепку в начале первого дня). Но самое важное - участие. Теперь я понял, что пати - это не пати, если ты приходишь туда как зритель, не участвуешь ни в каком конкурсе. Выставляя работу (а выставить ее может любой), ты ощущаешь причастность к тому, что происходит вокруг тебя, ты соревнуешься, ощущаешь до конца фестиваля азарт победы (или возможного поражения). Меня очень занимал вопрос, какое место я займу в Game compo: второе или третье. И это было просто здорово!

    Выяснилось, что кроме Сергея Зотова не повезло и еще кое-кому: по зданию ЛДМ бродил Володя Булчукей: он должен был остановиться у Тимофея Лапо, но связаться с ним в первый день фестиваля он так и не смог. Тимофей, с LAS’ом (Алексей Воскресенский) подтянулись к ЛДМ в конце первого дня, чтобы забрать Булчукея. Однако не обнаружили его: он ушел. Выяснилось, что Тимофея и LAS’а кто-то дезинформировал: сообщил, что приблизительная стоимость билетов будет 500 рублей. Узнав, что билет стоил на самом деле 100 рублей, они очень долго ругались.

    И вот вечером первого дня на лавке перед ЛДМ собралась тусовка питерских спектрумистов: я, Кирилл Фролов, Миша Жаров, Костя Вербов, Тимофей Лапо, LAS, Леня Сизов. Мы пили пиво, и все обсуждали качество работ, выставленных на пати (и те, кто их видел, и те, кто не видел, но предполагал, ЧТО там должно было быть). Почему никто из «ветеранов», кроме меня и Research’а, не выставил свои работы, я до сих пор не понимаю.

    На второй день я приехал к середине показа работ. Эта часть Chaos Constructions была посвящена PC и Amig’е, поэтому все время я посвятил общению. Кроме того, я все же очень хотел узнать результаты. А их должны были объявить в конце второго дня пати. Поэтому я стойко ожидал окончания дня, параллельно смотря пцшные и амижные демки. Скажу откровенно, к концу показа этих демок я просто-напросто заснул. По-настоящему. И дело тут не в моем отношении к ним и не в качестве работ: просто, такова специфика этих демок. Демо на Спектруме - это сплошной драйв: видеоряд очень четко синхронизирован с музыкой. Демо на ПЦ - это видеоряд отдельно, и музыка отдельно, в виде фона. Поэтому смотреть эти демы порой бывает весьма скучно. Правда, это лишь мое мнение.

    И вот наконец окончание второго дня. Всех на 2 часа выгнали из зала, чтобы подсчитать результаты. Народ развлекался, как мог: общался, бродил по окрестностям, кто-то, не дождавшись, просто уехал домой. В частности, весьма забавно уезжал англичанин Gasman: у него электричка через час, а он безмятежный, как не знаю кто! Он так же не дождался результатов - его отвезли на вокзал. Позже выяснилось, что в конкурсе ZX AY-music он занял 12-е место при моем 9-м.

    И вот он, волнительный момент: 22.00, объявление результатов. Random зачитывает фамилии победителей, они выходят на сцену, Random выписывает диплом. Честно говоря, именно в этот момент я начал волноваться по-настоящему: а вдруг 3-е место? А вдруг вообще 4-е? И что я получу за музыку? Выбьюсь ли здесь в тройку лидеров?

    Вскоре выяснилось, что в музыкальном конкурсе в финалисты я не прошел. Однако в Game compo я занял второе место! Радости не было предела. Мои новые знакомые из Brain Wave также ушли с дипломами: Megus за первое и C-Jeff за второе место в Realtime Music compo. Кое-как успев к закрытию метро, мы к часу ночи добрались до дома, где отметили победу курицей «гриль» с лимонадом.

    Однако на этом мой рассказ о Chaos Construction 2004 не заканчивается. Вроде бы все: фестиваль прошел, победители объявлены… Но не тут-то было. Через три дня после завершения фестиваля на сайте были опубликованы окончательные официальные результаты мероприятия. Теперь победитель вычислялся не простым большинством набранных баллов, а так называемым средним баллом: когда количество баллов делится на количество проголосовавших. Все бы ничего, но получилось так, что результаты «поплыли»: кто-то со второго места съехал на третье, кто-то с первого на пятое, а кто-то с восьмого поднялся на первое. Люди дипломы уже получили. Наверно, здорово сесть в электричку с дипломом за второе место, а в родной город приехать с пятым. Не знаю. Конечно, такой принцип подсчета голосов тоже верен, я не буду вдаваться в подробности преимущества одной системы перед другой. Однако это тоже часть истории CC’04. Два списка победителей. Но это уже совсем-совсем другая история.

    В целом мероприятие мне очень понравилось. Все же это лучший фестиваль за всю их историю. По крайней мере, сейчас мой Спектрум стал включаться намного чаще, чем раньше. И я думаю, что все еще впереди…


    На фото:

    1. ЛДМ весной.

    2. Дмитрий Быстров комментирует свою игру.

    3. За кулисами.

    4. В зале ЛДМ.


    Ссылки по теме:

    Снова Питер [№21]
    Дмитрий Быстров о Chaos Constructions [№22]


    © 2004-2013 Perspective group