:: СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
:: Газетные рубрики
:: АВТОРЫ
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
|
:: №30 (01.04.2007) Просмотров: 4253
Автор: Александр Шушков / axor / Perspective. Рубрика: Интервью. Номер: №30 (01.04.2007). Интервью с SAM styleИнтервьюер: Александр Шушков (Axor). Интервью от 12.12.2006 г.Респондент: Александр Синяков (SAM style). Твое ФИО. Синяков Александр Александрович. Твой день рождения. 15.09.1981 г. На сколько я знаю, интервью у тебя еще не брали. Или я ошибаюсь? Ещё нет. Пионером будет «Абзац». Приятно быть пионером :) Ты родился в том же городе, где живешь и сейчас? Да - Великий Новгород. Переезжать никуда не собираюсь, город слишком удобный, чтобы его бросать. По переписке с тобой уже наслышан о ваших «вкусностях». Что есть, то есть... Какие учебные заведения ты окончил? Детсад, я так понимаю, не считается? ;) Тогда школа - 10 классов, и НовГУ - 5 курсов. Больше учиться не собираюсь, только самообучение. Какую профессию ты получил? В дипломе написано «Математик. Преподаватель математики» (конец цитаты). Наверное, правда, математик... Это очень заметно по всем твоим работам. Надо бы заставить тебя сделать самый лучший и удобный калькулятор для Спектрума :) Ну вот... Нарвался... Теперь не отпирайся! :) Где и кем ты работаешь? Новгородский Филиал Современной Гуманитарной Академии. Инженер-технолог. Связана ли твоя работа с полученной специальностью? Вроде да. Иногда теорию вероятностей веду. Нравится ли тебе твоя работа? Кучу времени сижу в кресле, хожу по Интернету, Спектрумом занимаюсь - с чего бы мне это не нравилось? В чем-то завидую тебе! Одно плохо - на работе в монитор пялюсь, дома в монитор пялюсь... Совсем бы не загнуться. Займись физкультурой. Я не такой хилый, как выгляжу. Каково твое семейное положение? Холост. Жениться (и замуж тоже :) ) не собираюсь. Как совсем? Хороших девушек уже расхватали, остались только жабы... Ищи, хорошие должны еще остаться :) Назови профессию своих родителей. Отец - электрик. Мать не работает. Ты живешь вместе с родителями или отдельно? С родителями. Покидать их не собираюсь. Есть ли у тебя родные братья сестры? Два брата. Оба младших - 20 и почти 17 лет. Каково отношение твоих родных к твоим увлечениям? На мой взгляд - почти никакого. К ним мои увлечения никак не относятся, и они к ним - тоже. А не мешают друг другу? Просто по опыту сужу - с моими увлечениями жена по началу тоже соглашалась. А вот теперь, когда есть дочка, все поменялось... У меня таких переломов как появление отпрысков не намечается. Сколько времени ты тратишь на учебу/работу? Рабочий день у меня с 9:00 до 18:00. Как у тебя обстоят дела с армией? Таких обтянутых кожей скелетов как я туда не берут. Главное, чтобы голова была здорова, да тело не хворало. Армия в современной России только трата времени для умного парня. Спектрум для тебя это работа для ума или работа для удовольствия? И то, и другое. Если надолго расслабить мозг, очень скоро придёт старческий маразЪм, а с другой стороны, если сильно его напрягать - можно познакомиться с болезнью Паркинсона. Стараюсь зависать где-то между этими двумя точками. А удовольствие от любимого дела - это само собой. Какое количество времени в день, неделю ты посвящаешь Спектруму? Я не знаю, сколько времени у меня уходит на то, это или другое. Спеком я занимаюсь не по расписанию - как придёт ко мне новая идея вместе с вдохновением, так я ее и реализую. А насильно заставлять себя что-то делать - последнее дело. [b]Как началось твое увлечение Спектрумом? Где-то в 90-м году у нас в парке открылся компьютерный клуб - полтора десятка Спектрумов. Тогда я им и заболел. Ты ходил в клуб играть или зачем-то другим? Играть. До 98-99 года я на Спектруме только в игры игрался. Ну и в ArtStudio иногда баловался. Неужели восемь лет только игрался? Был перерыв где-то в 95-98. Первый Спек тогда сломался, и я игрался на приставках. Потом решил вернуться обратно. Я рад твоему возвращению. Когда у тебя появился первый Спектрум? Какой модели? Через пару лет после первого знакомства я увидел на столбе объявление о продаже Спектрумов. Дело шло как раз к моему дню рождения, и из велосипеда и Спектрума я выбрал последнего, ведь велики у меня уже были и раньше, а Спектрумы - еще нет. Сложно сказать, что это была за модель - ZX Spectrum 48, остальное меня мало интересовало. Есть ли у тебя сейчас реальный Спектрум? Включаешь ли ты его? Зелёный Скорпион в полуразобраном состоянии - плата отдельно, дряхлый корпус сам по себе. Плата всё ещё живая, хотя я редко её включаю. Последний запуск - 2-3 декабря 2006. А что не соберешь его в AT-корпусе? Сейчас это вроде доступно и более надежно для Спектрума. Как раз этим сейчас и занимаюсь. Где-то читал, что ты ассемблер Спектрума узнал только в 2000-м году. Это правда? До этого у меня были только ленточные 48-е Спектрумы. Доставались только игры, из системных - ArtStudio. Игры у вас продавались где-то на местной барахолке, или как-то более цивилизовано? Много ли ты покупал игр? Было что-то типа магазинчика. В комнате 3 на 4 метра - прилавок с кассетами для Спека. Там что-то ещё было, но меня интересовали только кассеты. За 4 года я накопил около 50 кассет. Как ты изучал ассемблер? Какой литературой пользовался? «ZX Spectrum и TR-Dos для пользователей и программистов» плюс эксперименты над командами в STS6.2. Книгу покупал у себя в городе или как-то заказывал? Получил вместе с ZX128. Потом привалило еще немного литературы с желтым Скорпионом, и еще чуток - с зеленым. Что способствовало твоему росту в области программирования на Спектруме? Как бы и ничего. Захотел - вырос :) Часто ли сейчас заглядываешь в справочники? Редко. В основном - чтобы узнать, сколько та или иная команда ест тактов или прочитать о том, с чем я ещё не сталкивался. Последний раз я лез в справочник, когда делал поддержку EGA-режима АТМ в LitteViewer’e. Разбирался в архитектуре и строении экрана. Каким видом ПО на Спектруме ты пользуешься чаще всего? Не считая коммандера, ассемблер (ALASM), отладчик (STS), графический редактор (BGE), упаковщик (HRUST). Остальное мной редко пользуется. Много ли в твоем «арсенале» самописных утилит, как говорится, для домашнего использования? Их нет. Если мне надо перегнать что-то из одного формата в другой - я пишу программу и перегоняю. А программу удаляешь? Остается в виде исходника. Часто забывается и при надобности пишется заново. Твоя самая первая серьезная работа на Спектруме? Когда она была сделана? Кажется, 2002 год - редактор уровней к «Чёрному Ворону». Ты как-то рассказывал, что раньше сам пытался писать музыку на Спектруме. Почему ты перестал делать это сейчас? Уже не получается, да и раньше не особо получалось. И вообще, пока я спал, мимо прошёл табор цыган с табуном медведей, и те устроили дискотеку у меня на ушах. :D Есть ли твои треки в коллекциях Сергея Бульбы или Newart’а? Давал ли ты их кому-то? У Бульбы - нет, коллекцию Newart’a не видел, но года 4 назад давал ему послушать свои «творения». Да и зачем народ смешить - ничего путного там нет. В твоих работах заметен значительный упор на игры. Почему? Что заставляет тебя их делать? Значительности не заметил. Раньше я делал системный софт, теперь - игры. Считаю, что у меня их поровну. А делаю я их потому, что игр в последнее время выходит очень мало. Если мне не отшибло память, за тот год, пока я делал Viking Quest 3, не вышло ни одной заметной игры, в основном - релизы старых. Соглашусь с тобой - игр делается крайне мало. Как тебе пришла в голову идея сделать Viking Quest? Это было спонтанно или ты сначала все хорошенько обдумал? Ты сразу задумал три части? Идея пришла как-то вдруг и неожиданно. Я никогда ничего крупного не планирую, максимум - на два дня вперед. Частей задумывалось больше, но маленьких - таких как VQ1. Потом 4 части объединились в VQ2, а VQ3 уже задумывался как один большой финал. Какие новшества ты можешь отметить в финальной части игры по сравнению с первыми двумя? Во-первых, мне удалось по максимуму использовать ресурсы карты - задействовано более 230 экранов (для сравнения в VQ2 их было около 100). Во-вторых, добавились элементы RPG - можно улучшить своё оружие, купить магию и отдохнуть в гостинице. В-третьих, наконец-то появилась приличная система боя. В-четвертых, в игре присутствуют различные ветки сценария, хоть и заканчиваются они одинаково. В-пятых, немного другой интерфейс - более удобный. В общем, я сделал всё, чтобы по окончании истории, игрок остался под впечатлением от игры. Финал, по-моему, удался. Не хочешь ли сделать снова нечто масштабное? Как только придумаю новую идею, сразу за неё возьмусь. Звучит оптимистически! Надо только её придумать... По тебе видно, что идей у тебя хоть отбавляй :) Стимулирует ли тебя интерес общественности к твоим работам? Естественно. Значит, не зря я всё это делаю - появляется мотивация сделать ещё что-то! Много ли человек пишут тебе отзывы на твои программы? Отзывов почти нет, но зато я знаю, что моим софтом пользуются - что ещё надо? Если нет отзывов, то как ты знаешь, что люди пользуются? Ну не руками же они ani из gif’ов делают... Согласен ли ты с тем, что все, что сейчас делается на Спектруме должно быть бесплатным? Забыл сказать, что у меня ни на что нет собственного мнения - я почти нейтрален. Это позволяет мне не вступать ни с кем в конфликты. Ну и на этот вопрос ничего ответить не могу. Почему ты согласился распространять на платной основе третью часть своей игры, когда как первые две есть в свободном доступе? Единственная причина - «а почему бы и нет?». Первая часть тоже не особо свободная - она участник «Твоей игры». Да, первая часть из «ТИ», но сейчас ее уже можно свободно достать. Есть ли у тебя какие-то идеи для новых игр? Пока нет. Как так получилось, что, живя в одном городе с легендарной группой Digital Reality, ты ни с кем из них не знаком? Интернета у меня не было. Сначала я о них просто не знал, потом их не стало. Быть может, я и встречался с кем-то из них, но сам об этом не догадывался, ведь в лицо я их не знаю. Видел только Arty образца 1999-2000 годов по телевизору. А как ты узнал, что это был именно Arty и что он делал на телеэкране? По местному ТВ идёт программа «мир компьютерных игр» и в те времена в ней ещё была рубрика, посвященная Спектруму. Ее вел Arty (так его и представляли). Помнится, там еще был обзор «Abe’s mission». Так это же игра из первой «ТИ»! Ты тогда знал, что игра участвует в конкурсе «Твоя игра» и знал ли ты вообще о существовании конкурса? Не знал. Просто показывали игру, причем примерно в то же время показывали оригинал. Когда ты узнал о том, что в твоем городе живут такие легенды? Не возникало ли желания с ними познакомиться? Где-то в 2000-2001, когда я усилено начал переходить от ZX48 к более продвинутым. Познакомился с одним человеком (кстати, может он сам из DR был), брал у него игры и софт для Спектрума, обзавёлся Direct Commander’ом, как раз производства DR, тогда и узнал, что они, оказывается, у меня под боком существовали. В курсе ли ты каких-либо новых разработок аппаратной части Спектрума? Читаю форум. Про «тридевятый чип» наслышан. Не планируешь ли приобрести что-то себе из этого? Сначала пусть выйдет, потом я почитаю инструкцию к этому, и уж после этого решу - брать или нет. Логично. У тебя есть свой вариант цветового расширения Спектрума. Ты бы хотел, чтобы этот режим когда-нибудь появился в работающей аппаратуре? А как же. Хоть какая-то альтернатива режиму ATM и его «пасынку» - режиму AlCo. Что мешает тебе его сделать самостоятельно? Недостаток знаний в «железной» части вопроса. Не пытался сам найти помощников в этом вопросе на стороне? Пытался, но мне кажется, что все они благополучно об этом забыли. Тогда попытайся напомнить еще раз. Я уже сам об этом начал забывать. Вот сделаю ещё одну игру - и вплотную займусь проблемой. Это радует. Рассчитывай на мою посильную помощь! Замётано. Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Какие таланты в тебе еще скрыты помимо Спектрума? В меня влезает много информации - единственный мой талант. Остальное - это его следствие. Знаю, что ты работаешь один. Так легче? Никто не тормозит процесс, и никто меня не подгоняет. Нет ли желания присоединиться к какой-либо творческой группе? Или тебе и так хорошо? Читай предыдущий ответ. Твоя поездка на CC’2006 состоялась только благодаря моей просьбе или ты и сам хотел этого? Я и в 2005 хотел съездить, да не получилось. Зато получилось в 2006. Не жалеешь о поездке? Не возникает ли желания на будущий год вновь отправиться в Питер? Одно плохо - я не выспался. А в остальном очень даже ничего. Не ответил на второй вопрос (см. выше). А да... Смотря, кто там будет. Хотел бы я вживую увидеть AlCo и Surfin’Bird’a. У меня аналогичное желание :) Какие проекты, которые ты вел/ведешь, были доведены до конца? Какие были заброшены? До конца доведены только игры. Софт или брошен (SWord и может быть GFXcon) или ведётся (остальное). Почему брошен SWord? Нет ли желания вставить туда управление от мышки? SWord может быть оживлен обычным для меня методом - переписать его заново, но об этом я пока не думал. Планируешь ли в дальнейшем совершенствовать проект AniEditor’а? Конечно. Он и Little viewer на данный момент самые живые проекты. Я думаю, что после твоей беседы со Spectre на CC’06, ты что-нибудь сделаешь. Давно бы уже пора начинать делать, да что-то в играх завяз. Эта отговорка лучше, чем, например: «Нет времени». Участвуешь ли ты в каких-то закрытых проектах? Если считать, что открытый проект - это тот, о ходе которого я всем рассказываю и туча народу делает его вместе со мной, то да - все мои проекты засекречены. Твои личные планы на будущее? Смотри выше - я планов не строю... Есть ли у тебя какая-то мечта связанная со Спектрумом? ...и мечты у меня нет. Даже связанной со Спеком. Как ты думаешь, чего больше всего не хватает на нашей платформе? Не хватает по-настоящему одаренных людей, способных делать что-то новое и необычное. По-моему, ты попал в точку! Кто, по твоему мнению, из некогда активных спектрумистов сбавил пыл? Newart. Остальные более-менее живые. Ты уже не первый, кто так считает. Какие предпосылки необходимы, чтобы на платформу могли идти новые люди? И нужно ли это вообще? Самые полезные для платформы люди - это «возвращенцы», т.е. те, у кого раньше был Спектрум, они его полюбили и сейчас к нему возвращаются. Про сам Спек знает каждый третий, у каждого пятого он был. Надо только найти этот миллиард людей (китайцы?) и вернуть их обратно. На мой взгляд, Спектрум - вполне нормальный андерграунд. Он есть, но не виден. Попытки вывести его в массы приведут к тому, что он растворится в сегодняшнем мире и перестанет существовать. Лучше оставить его в андерграунде и потихоньку перетаскивать людей к нам. Хотя, и это делать не надо - они сами приходят, а для их становления на платформе нужно время. Играешь ли ты в игры на Спектруме? Если да, то назови их. Играю только в то, что сам делаю. У меня схожая ситуация :) А во что ещё играть, если ничего нового не появляется :( Какие игры тебе нравятся больше: затягивающие надолго, либо в которые можно поиграть вечерок и бросить? Если игра сделана хорошо, она мне нравится. И неважно, какие у нее жанр и сложность. В какие игры ты бы хотел поиграть, но которых еще нет на Спектруме? Crazy Machines - замечательная головоломка. В каком виде ПО ты видишь избыток, недостаток? На Спектруме я сейчас вижу недостаток функционально нового ПО. BGE, PT, ALASM - всё это уже есть, и делать их клоны как-то не очень интересно. Но все же есть люди, которые планируют сделать некоторые клоны перечисленных тобой программ. Чтобы ты мог предложить сам? Я нашел то, что на Спеке слаборазвито - анимация. VideoStudio - замечательная программа, но с моим AniEditor’ом она в таких же отношениях как AVI и GIF. Много ли человек (спектрумистов) входят в постоянный круг твоего общения? Если можешь, назови их. Постоянно - только с тобой. С остальными переписываюсь, если они участвуют в каком-то проекте со мной. Иногда переписываемся с AlCo. По какому поводу обычно переписываешься с AlCo? По всяким. От непосредственно спектрумовских вопросов (зачем я избавился от АТМ) до совершенно далеких тем (таких как японский язык). Каким средством общения ты пользуешься? E-Mail. ICQ я перестал пользоваться, много времени отнимает. Откуда ты узнаешь основные новости из мира Спектрума? Virtual TRDos, форум. Кого, из активных на сегодня программистов, ты считаешь сильными? Я (да, я нескромный), AlCo, Vitamin (когда выпустит новую VS, будет активным). Что ты можешь отметить из вышедшего ПО в уходящем году? Опа! Что-то вышло? Не заметил... (шЮтка). В конце года посмеялся над номерами Lamergy. Подождем IG. Какое событие касаемо Спектрума, в уходящем году, ты можешь назвать громким? ЦЦ. Больше ничего не запомнилось. Чего ты больше всего ждал от уходящего года? Я ничего никогда не жду. Что огорчило, не понравилось, разочаровало в уходящем году? No comments. Для меня всё одинаково серое. Кого из спектрумистов ты бы отметил в уходящем году как самого активного? Я же предупреждал - я жутко нескромный! :) Хоть меня и не было видно - я работал над Viking Quest 3. Чего ты ждешь от будущего года? Странные вопросы ты задаёшь пофигисту... Что бы ты хотел, чтобы я у тебя спросил? Не знаю. Пофантазируй. У меня после культивации Линукса голова раскалывается. У меня что-то запас вопросов иссяк. Хм... Твои пожелания читателям. Плодитесь и размножайтесь, товарищи спектрумисты! Ура-а-а-а! Спасибо за интервью. Всегда пожалуйста! |