Абзац
:: Поиск
:: ПоддерЖка ПрОекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №1 (14.10.2000) ПрОсмотрОв: 3760

    Рубрика: Мысли вслух.

    Номер: №1 (14.10.2000).



    Мой выбор - PC!

    До недавнего времени Spectrum-совместимый компьютер был самым распространенным и массовым в странах СНГ. Спектрумисты составляли самый активный и наиболее творческий отряд программистов-любителей. Этому способствовала прежде всего доступность Spectrum’a, как в смысле невысокой цены, так и в смысле легкости освоения непрофессионалом. Достаточно большое количество пользователей обеспечивало для программистов стимул к созданию новых программ, прежде всего игровых. В последнее время многие программисты-любители, работающие на Spectrum, достигли весьма высокой квалификации, что позволяло им создавать очень приличные программы, успешно конкурирующие с написанными профессионалами. Однако появление видеопрнставок, самые простейшие из которых имеют параметры, значительно превосходящие параметры Spectrum, и обвальное снижение цен на РС-совместимые компьютеры привели к тому, что игроманы - фундамент, на котором держится популярность любого домашнего компьютера -дружно отказались от «Пентагонов» и «Компаньонов» в пользу Super nintendo и Pentium. Спектрумисты (под этим термином я подразумеваю не пользователей, а программистов-любителей) оказались перед выбором - сохранить верность Spectrum и медленно вымирать от бесцельности своей работы или перейти на другую платформу.

    Проблемы выбора новой платформы уже не существует. Ее однозначно выбрал его величество Игрок. Не думаю, что на каждую сотню PC у пас найдется хотя бы пара компьютеров другого типа, сравнимых по классу. Поэтому большинство вчерашних спектрумистов перешли на PC, а еще сохранившиеся, как правило, имеют его в виду. Проблема состоит в том, что PC - это действительно компьютер совсем другого класса. Приходится с прискорбием констатировать, что «переход» на PC для очень многих еще вчера активных спектрумистов заканчивается на фазе освоения компьютерных игр.

    На наших глазах происходит разрушение уникальной субкультуры спектрумистов, рвутся связи, затухает творчество. Этот процесс усугубляется позицией некоторых упорных спектрумистов, в особенности изготовителей Spectrum-совместимых компьютеров, которые настаивают на необходимости сохранения безнадежно устаревшей платформы Spectrum. Они не понимают, или делают вид, что не понимают, что заботиться нужно о сохранении спектрумистов, а не пережившего свой век Spectrum’a. Можно понять человека, в совершенстве освоившего Spectrum и не уверенного, что ему удастся сохранить репутацию «корифея» в среде пользователей PC, или производителя, затратившего много времени и средств на разработку «новейшей» модели Spectrum.

    Единственный выход из создавшейся критической ситуации - в массовом и, по возможности, одновременном переходе еще сохранившихся, наиболее стойких спектрумистов на платформу PC. Мы и так уже потеряли очень многих. Промедление и колебания грозят полным исчезновением самого понятия - любительское программирование. Продолжение работы на компьютере, лишившемся пользователей, так же бесперспективно, как и попытки его усовершенствования. Никакие усовершенствования уже не вернут былую популярность Spectrum’y. Пользователь выбрал PC, и нам остается только подчиниться этому выбору.

    Что же такое PC? Этот компьютер окружен массой мифов, которые, как и большинство мифов вообще, не имеют ничего общего с действительностью.


    1. PC слишком дорог.


    Сравнивать цены на столь отличающиеся по своим параметрам и возможностям компьютеры как Spectrum и PC довольно трудно. Для примера можно взять самый лучший из существующих Spectrum-совместимых - «ZS-Scorpion-Turbo» и устаревший, превышающий Scorpion по всем параметрам всего на порядок, 386DX-40. При сравнимой комплектации (одинаковую рассматривать невозможно - даже самая минимальная для «тройки» значительно превышает максимально возможную скорпионовскую) цена «тройки» в полтора-два раза меньше! Причем, если вы очень ограничены в средствах, и вам действительно придется начать с «тройки», у вас сохраняется возможность модернизации компьютера в будущем, причем с минимальными потерями. При upgrade в Pentium вам придется заменить несколько «троечных» блоков, которые придется просто выкинуть, потому что продать их уже не удастся. Но общая их цена - всего 20...30 долларов! А при «upgrade» в Pentium Скорпиона его придется выбрасывать целиком. А это уже 200...300 долларов. Получается, что «тройка» обойдется вам в десять раз дешевле Скорпиона, имея в десять раз лучшие параметры! Есть над чем подумать.


    2. PC очень сложен в освоении.


    Да, PC гораздо сложнее Spectrum’a. Но как и у любого компьютера, у него есть несколько уровней освоения. На уровне BASIC сложность PC ненамного больше, чем Spectrum. Но если на спектрумовском BASIC невозможно создать не только конкурентоспособную, но даже и просто более или менее приличную программу, то на PC, благодаря его высокому быстродействию и хорошей графике, на BASIC (особенно если это Visual Basic) вполне можно создать, и этому есть примеры, игру, сравнимую по качеству со спектрумовской, написанной на Ассемблере. Ассемблер PC несколько сложнее спектрумовского, но программирование на нем позволяет получить совершенно потрясающие результаты. Программисты PC не часто пользуются Ассемблером в чистом виде, чаще ассемблерные фрагменты используются в программах, написанных на языках высокого уровня. Но у вчерашнего спектрумиста, не избалованного Pascal или C++, буквально крылья вырастают, когда он знакомится с возможностями, предоставляемыми ему TASM’OM. Это я знаю по собственному опыту.

    На этом сравнение сложности PC и Spectrum заканчивается, потому что других возможностей, кроме BASIC и Ассемблера, у Spectrum нет. Pascal и C для Spectrum -скорее, экспонаты кунсткамеры, чем рабочие инструменты. Для PC же есть компиляторы со всех известных языков программирования. Наиболее интересен для программиста-любителя несомненно C++. Он незаслуженно считается слишком сложным и даже заумным. C++ сложен для программиста, изучавшего программирование на Pascal или Fortran. Хотя C и считается языком высокого уровня, он ближе к Ассемблеру, что, видимо, и обусловило его «дурную славу». Но именно это обстоятельство делает его более легким и, я бы даже сказал, «родным» для спектрумиста, отнюдь не страдающего от аллергии на Ассемблер. Понятия, используемые в C, практически полностью заимствованы из Ассемблера. Указатели на адреса переменных, инкремент-декремент переменных, сдвиги, работа с регистрами процессора и отдельными битами - все, от чего программисту-математику становится не по себе - совершенно привычно для спектрумиста.

    Собственно говоря, настоящие сложности начинаются только при работе на системном уровне в защищенном режиме. Кольца привилегий, дескрипторные таблицы, шлюзы, виртуальная память... Это вам понадобится только если вас пригласят поработать в Microsoft над очередной версией Windows. Во всех остальных случаях вы всегда можете выбрать тот уровень сложности, работа на котором доставляет вам удовольствие.


    3. Создание игровых программ для PC бесперспективно.


    Иногда приходится слышать такое мнение -писать программы уровня DIZZY для PC нет смысла, а игры типа DOOM пишутся большими коллективами программистов-профессионалов (вариант - с использованием суперкомпьютеров), и не нам с ними конкурировать.

    Во-первых, популярность игры определяется не сложностью программирования и количеством мегабайт, которые она занимает на диске, а занимательностью сюжета, качеством графики и звукового сопровождения. В наших условиях решающим фактором может стать русскоязычность. Добротный «квест» или «адвентюра» с хорошей графикой и на русском языке просто обречены на успех.

    Во-вторых, сложность создания трехмерных боевиков очень преувеличивается теми, кто никогда не пытался их сделать. То, что на Spectrum является высочайшим классом программирования, высшим пилотажем, на PC - обычная, достаточно рутинная работа. Дело в том, что инструментарий PC совершенно несравним со спектрумовским. На Spectrum ничего существенно лучше ArtStudio нет и никогда не будет, на PC же программы такого класса считались устаревшими уже 10 лет назад. Дополнительные уровни для DOOM и Heretic пишут студенты-гуманитарии за пару недель. Если посмотреть списки авторов самых популярных трехмерных игрушек, то программистов там не более двух-трех, остальные - музыканты, художники, менеджеры, даже фотографы.

    Один из самых известных создателей современных компьютерных игр, Д. Ратклифф, в своей книге довольно скептически оценивает возможности программистов-профессионалов в области создания компьютерных игр. Не учат этому в университетах. По его словам, написать приличную игрушку «по книжному» невозможно. Видимо, потому почти нет наших игр на PC, что спектрумисты, обладающие необходимыми для такого подвига навыками, чутьем и интуицией, до сих пор побаиваются PC.


    Если эти аргументы не убедили вас, то приведу еще один. Программировать на PC ПРИЯТНО! Все усилия программиста на Spectrum сводятся на нет примитивной графикой и низкой производительностью. На PC может быть реализована любая, самая изощренная фантазия. Те же «демонстрашки» на Spectrum демонстрируют виртуозность программирования, а на PC - фантазию автора, потому что никаким, даже самым хитрым, скроллингом зрителей не удивишь.


    «Радиолюбитель.
    Ваш компьютер» 5/98.


    От редакции: позволим себе не согласиться со многими моментами в этой статье, хотя есть, конечно, мысли, которые мы разделяем.

    А когда-то автор этой статьи сказал замечательную фразу: «Скучно размахивать тупой мегабайтной дубинкой тому, кто привык к ювелирной работе на Speccy» (см. ZX Ревю 3/96, прим. редакции)! Почему же сейчас он изменил своим словам, мы не можем понять.

    © 2004-2013 Perspective group