Абзац
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №24 (23.05.2005) Просмотров: 9035

    Автор: Евгений Соболев / aGGreSSor.

    Рубрика: Это интересно.

    Номер: №24 (23.05.2005).



    Легенды сегодня

    Путь длиной в тысячу ли начинается с одного шага.
    / Лао Цзы /

    Code Busters

    ZX: Satisfaction, Insult, EyeAche, EyeAche 2, Drink’em All, множество intro.

    Amiga: Rest, Rest 2, эмулятор CBSpeccy.

    GameBoy: Fantastic Dizzy.

    Max Iwamoto работает программистом в маленькой Канадской компании. Имеет богатую коллекцию 8-битных компьютеров и маленькую квартиру на незапоминаемом этаже очень большого небоскреба. Я видел эти фотографии. MaxI хотел бы написать эмулятор Спектрума для PlayStation2, но из-за сложности и плохой документированности последнего, взялся за эмулятор для GameBoy Advanced. Утверждает, что готовность уже около 90%.

    RST7 (по слухам) после коммерческой неудачи с Fantastic Dizzy для GBA взялся за коммерческий эмулятор Sony Playstation (прогресс неизвестен). О CLAV и KOLESNIK никакой достоверной информации нет.

    Легендарность. CB были первыми, просто первыми, но сыграли эту роль настолько хорошо, что ни разу не допустили «блинов комом». Их работы были вехами на пути, а сами CB представлялись многими молодыми сценерами чем-то вроде поводырей или полубогов с которыми, однако, каждый может выпить. Начало сказки, в которой многие стали действующими лицами…


    Flash Inc.

    ZX: SD Editor, HOCUS-POCUS (prerel), IRIS megademo, CoolSux, Alex, Oper, Lapo, aGGreSSor and other intros (gifts!)

    AlexRaider, Fikus-Pikus, Las Jackwolf, SlackDen и KVS пассивно следят за жизнью сцены, принимая в ней опосредованное участие. Последний релиз (PlayTZX 1.03) приходится на январь 2004 года, после чего Las Jackwolf совсем избавился от Спектрума. Amadeus Voxon (aka Wakson) перенесший на Спектрум булькающее звучание амижных модулей (знаменитый Jungle), а также воплотивший Covox и SoundDrive, потерял практически все свои наработки, когда на Новый 2003 год у него украли компьютер (отсохли бы руки у этих людей!). От сценовой жизни по большому счету отошел. MCF (aka Quadro, aka DarkForce, aka EthernalMotion) - единственный активный музыкант Flash Inc., представляющий PC core группы. Остальные сотрудники группы (со слов Alex Raider) находятся в неорганизованном состоянии, иногда встречаются (в лучшие времена к Flash Inc. принадлежало около 20 сценеров).

    Зрелищность. Flash Inc. показали спектрумовской сцене, что такое стиль и вкус в demo making.


    Virtual Brothers

    ZX: XAS, E’96 Info 1/2/3, John Gift, FastCode.

    Amiga: MarvelMailer, Neon, Trans.

    PC: ElectronicalTrade.

    Я расскажу только про John Stunner, как про самого рефлексирующего и симпатичного мне сценера из VB. Про остальных (Hacker Cris, Vitaly Romanov, Stuff, etc.) можно сказать только то, что они работают, живут семейной жизнью, и изредка посещают demoparty. В 1995-96 годы костяк группы и сочувствующие (TMG, например) достаточно резко ушли на Амигу, с чем был связан их запоминаемый скачок активности на Спектруме. (Amiga для работы на Speccy - этот слоган тогда был подхвачен многими) Однако время шло, люди взрослели и в их жизни стали появляться иные ценности. Многолетнее, вялое и неохотное перетекание группы на PC происходило на моих глазах. John Stunner последним ушел со Спектрума, и последним (из VB) утек с Амиги.

    Мне кажется, что проблема этой группы по своему характерна для лучших из представителей сцены - очень высокий критический ценз по отношению к написанной программе. Благодаря такому подходу пользователи Спектрума «недополучили» множество программ - авторы просто предъявляли к себе запредельно высокие требования и не решались распространять свои работы пока не будут выверены каждый байт кода, каждый пиксель спрайта, каждая нота в мелодии. На некоторые глобальные проекты было потрачено до трех лет, но в связи с означенной выше причиной и угасанием интереса их так никто и не увидел!

    Серьезность. Хорошо это или плохо, но Virtual Brothers дали спектрумовской сцене ранее отсутствовавшее настроение, сцена стала серьезней и критичней относится к себе, желание выйти за грань стало превалирующим.


    ENIGMA

    ZX: STS, OVER THE TOP, ASCENT.

    Редкий случай, когда маленькая группа, безо всяких лидерств с первой же своей работой получает признание и огромную людскую благодарность. По сути, каждый из них самостоятелен и независим. Название ENiGMA, здесь: просто вывеска, ярлычок, знак качества, узелок на память. Выбирайте, что больше вам по душе.

    Cobra я повстречал на E’96, у входа в кораблестроительный институт (кажется, это так называлось). Это было первое demoparty в России объединившее несколько платформ (Ammy/PeeCee/Speccy), поэтому контакты между сценерами не были еще толком налажены. Поскольку подорвались мы в тот день рано, и на место прибыли что-то около 7 часов, очевидно, мы должны были бы быть первыми посетителями мероприятия. Так вот, ответственно заявляю, первыми посетителями, прибывшими на E’96 были ENiGMA. Приехав на место, мы встретили у здания двух мерзнущих молодых людей в тоненьких свитерах. Они провели у этого здания ночь перед party, приехав вечером раньше.

    Скромность. Почему я это сказал? Потому, что обоим сценерам ENiGMA (Stalker и Cobra) свойственно одно редкое человеческое качество - скромность. Это люди, которые совершенно не тратили время на саморекламу и работы которых ценились на вес золота (если так можно сказать про программный продукт). Разработки Cobra популяризовали мультиколорные эффекты в программах и demo на Spectrum. С этого момента подобные эффекты стали смотреться зрелищней нежели на Commodore 64/128, более того - вплотную приблизились к зрелищности амижного OldSchool. Отладчик написанный Stalker (STS) оказался настолько крепок, что и сейчас у него нет конкурентов.


    X-Trade

    ZX: GeneralSound, XTR, ArcadeBall, ILLUSION, RAGE.

    Dangerous разочаровался в Амигах после того, как продажи звуковой карты (как говорят злые языки - на самом деле творении его папы, но мы им не верим) являющейся загадочным конгломератом схемотехники Commodore и бессмертного творения Клайва Синклера не окупили средств затраченных на ее разработку и производство. Хотя GeneralSound и был продемонстрирован на E’96 (также как и GMX), фактическая реализация пришлась на 1997-98 годы. В стране слишком многое за это время поменялось, так что GS оказался просто плевком вслед уходящему экспрессу.

    Обиженный на весь белый свет безработный Dangerous увлеченно осваивал Excel. Реализация модемов XTR еще какое-то время продолжалась по инерции и Дмитрий Ломов (LD) героическими усилиями поддерживал пользователей. К нему можно было зайти в любое время и застать его с паяльником, перепаивающим очередную груду XTR (в основном сожженных криворукими и самоуверенными пользователями). Dark по прошествии некоторого времени, так же забросил Spectrum, Amiga и принял участие в проекте портирования игры «Звездное Наследие» для GameBoy Advanced.

    Как известно, ILLUSION заняла первое место на E’96. И это не случайно. X-Trade показали сцене, что demo может (и должно) быть зрелищным, а не сводиться к самодовольной демонстрации продвинутости кодеров группы. На X-Trade без лишней скромности держался рынок ПО для Spectrum’а в Питере, хотя многие (например, студия Viks) имеют более славную и продолжительную историю. Поэтому прекращение деятельности X-Trade ознаменовало начало обвала этого рынка.

    Лишившись производства звуковых карт, модемов и компьютеров, синклеристы (из ушедших на эмуляторы) через 5 лет парадоксально стали наверстывать упущенную когда-то выгоду, а пользователи стали искать чудом сохранившиеся кое-где звуковые карты (у меня лежит одна - я никому ее не отдам!).

    Восприимчивость. Сейчас уже имеется внушительная коллекция GS-игрушек, проигрывателей модулей, и даже один трекер. Это отличные программы, к сожалению, недоступные большинству реальных пользователей Speccy. Модем XTR позволил просуществовать ZxNet (в городах не слишком сильно географически удаленных от Питера) значительно дольше, чем это было бы возможно только на Vicomm-совместимых трансформаторах и 1400-бодных модемах подключенных по Кондратьевской схеме (CNet я не беру в расчет по причине относительно малой его распространенности).


    Copper Feet

    ZX: Приключения Буратино, UFO, UFO2, Черный Ворон.

    PC: Cамолетно-вертолетный имитатор для Microsoft.

    Ныне, Вячеслав Медноногов, проживает все в том же Питере и трудится в какой-то конторе по производству игр для PC. Его брат уже продолжительное время живет в Финляндии.

    Убейте меня, но я не помню, как тот имитатор назывался. Там был вертолет. Кажется изначально, имитатор вообще был чисто вертолетным, затем добавился самолет в духе Stealth Fighter. Несерьезный такой имитатор, весь из себя блестящий, с пластилиновыми кнопками. Даже если не упоминать о том, что до Медноногова никто в этой стране не писал игр для Спектрума и тем более не превращал их в коммерчески успешные, окупающие себя проекты, то останется только заметить, что благодаря этому человеку трейдеры (на краткое время) повернулись лицом к сцене.

    Свои игры. Как-то Медный столкнулся с автобусом. Автобус отделался легким испугом. Не будет больше песен. Не будет больше плясок. Кунги не пойдут варить суп из Лобстеров. Плач всенародный.


    DOMEN I.E.

    ZX: Войны Эмбера, DOMEN OS, SuperTetris.

    Максим Ганнутин - очень живой и упорный человек. Так, например, все его проекты были написаны в GENS, который отображался на ч/б телевизоре страдающем несведением и практически полным отсутствие контрастности. Белый от черного мог отличить только специально натасканный на работу с такими телевизорами специалист. Впоследствии Максим занялся написанием программ под нужды экономистов и бухгалтеров предприятий. Он никогда не отличался общительностью и в какой-то момент я потерял его из виду. Иван Бобов ответственный за всех летающих котов на всех demoparty, жив-здоров и чувствует себя отлично. Недавно приобщился к фидошной общественности, так что вполне досягаем.

    Первой стратегией на Спектруме (в том смысле который большинство пользователей вкладывает в это слово), были пошаговые «Войны Эмбера», а не UFO в котором карта - это просто иллюстрация подстегивающая воображение.

    Своя многозадачность. Первая (и последняя) операционная система для Спектрума обладающая реальной кооперативной многозадачностью также стала вехой и через 5 лет внезапно вылилась в целую плеяду аналогичных разработок. Как человек также приложивший руку к этому, могу утверждать, что при всей своей одиозности речь идет о тупиковом хотя и неоднозначном программном решении для Спектрума. Я уверен, что Максим (если он когда-нибудь прочитает эти строки) согласится со мной. Мнение остальных в этом вопросе мне неинтересно.


    STEP

    ZX: Звездное наследие, Spectrofon.

    Юрий Матвеев по-прежнему живет в Москве и со свойственным его широкой натуре размахом, перешел от торговли болванками и компакт-дисками, сначала к торговле PC-комплектующими, а затем вернулся уже на PC-сцену с проектом «Звездного Наследия» (презентация которого состоялась на Chaos Construction 2004).

    Унаследованная от редакции ZX-Ревю любовь к текстовым адвентюрам, квестам и RPG, а также несомненный литературный талант все того же господина Матвеева, породили ранее невиданный и долгое время недосягаемый продукт - игру «Звездное наследие» (кстати, чаяниями питерских синклеристов перенесенную на GameBoy Advanced). Если вы никогда не видели господина Матвеева, просто представьте себе долговязого, тощего и постоянно улыбающегося человека в вечном синем трико с пузырями на коленках. Этому человеку мы обязаны очень многим.

    Остальные представители группы видимо где-то рядом, но достоверной информации я не имею.

    Свои журналы. Именно со STEP creative group начался расцвет электронных СМИ на Спектруме. Ввиду весьма своеобразного отношения господина Матвеева к сцене вообще и Спектруму в частности, многие группы оказались спровоцированными на создание конкурирующих журналов. Тогда же выяснилось, что насколько легко написать оболочку-просмотрщик текстов с опросом 2-4 клавиш, настолько же сложно представить публике достойное содержание.


    IskraSoft

    ZX: IS-DOS.

    Леонтьев и компания проделали долгий и многотрудный путь от редколлегии комсомольской газеты «Искра», до единственной русской и коммерчески успешной операционной системы IS-DOS. Идея NC и относительно развитой файловой системы на Спектруме витала тогда, что называется «в воздухе», и была впервые реализована на достойном уровне. Улучшение функциональности компьютера в новой среде дало толчок разработкам по подключению модема и поддержке офф-лайновых сетей.

    Свои операционные системы. Операционная система IS-DOS продлила жизнь Спектруму убедительно показав что 8-ми битные компьютеры подходят для серьезного применения в сфере бухгалтерских, планово-экономических и учетных программ, составив даже некоторую конкуренцию 286/386-м машинам.


    Scorpion

    ZX: Scorpion ZS 256, SMUC, GMX.

    Процесс миграции одного из ведущих производителей Спектрум-совместимых компьютеров в контору занятую исключительно продажей PC-совместимой техники сейчас уже можно считать завершенным. Медленно, но верно, полуподвальное помещение преображалось: сначала появилась железная дверь, затем стены покрыла краска (на это ушел год). Потом исчез прайс ПО для Spectrum, далее «последние из могикан» переселились в чулан, а в увеличенном за счет снесенной стены помещении, появились девочки принимающие заказы и различная офисная оргтехника. Сергей Зонов стал ходить в костюмах.

    Сергей Зонов консолидировал вокруг себя лучших системщиков-синлеристов города на Неве и смог наладить производство компьютера вобравшего в себя черты всех фирменных машин линейки Sinclair ZX Spectrum (с точки зрения спектрумистов, не всегда самые лучшие). Впервые для Speccy были реализованы возможности программного и аппаратного расширения, теневое ПЗУ и совместимость близкая к 100%. Этот компьютер стал стандартом с которым, скрипя зубами, спектрумистам пришлось считаться. Контроллер SMUC (выпущенный, честно говоря, слишком поздно) позволяющий подключать разнообразную периферию и прозванный в народе «елкой», ликвидировал разрыв между Scorpion и его ближайшим конкурентом - KAY.

    Свои стандарты. Пользователи стали с энтузиазмом подключать винчестеры, CD-приводы, звуковые карты, модемы, контролеры мыши, световых перьев и midi-клавиатуры. Смогли, наконец, почувствовать себя «белыми людьми». Видеокарта GMX появилась слишком поздно и практически не имела программной поддержки. Впрочем, многих греет тот факт, что она просто есть...


    (с) NEMO

    ZX: KAY-256, KAY-1024.

    Многие верят, что Nemo - это последний действующий производитель компьютеров совместимых с ZX Spectrum и я не буду вас разочаровывать. Captain Nemo - один из тех, кто так и не сумел перестроиться на новый лад. Вы не поверите, но этот талантливейший схемотехник не умеет пользоваться компьютером в принципе, поэтому не ждите от него ответов на ваши дерзкие выпады в конференциях и на форумах (по-крайней мере ответов в электронной форме). Борис Шарапов работает системным администратором в маленькой московской фирме и часто по зову сердца бывает в Питере. Тимофей Лапо занимается ремонтом оргтехники. Имеется некоторое количество нереализованных плат. Все что осталось от существовавшей когда-то компании Nemo - разбитые обломки одного замечательного человека.

    Совместимость. Немногие знают, что если бы на сцене не появился Captain Nemo, то и компьютера Scorpion тоже бы не было (таким, каким мы его знаем). Вклад Nemo в схемотехнику Scorpion ZS 256 огромен и подавляющ. Собственный, отдельный от компании Сергея Зонова проект компьютера KAY, изначально задумывался легко расширяемым, модифицируемым и доступным потребителю по цене. Теневой сервис-монитор, которого многие ждали в этих машинах, так никогда и не был реализован по принципиальным соображениям. Хотя сложностей в реализации такого «довеска» в KAY никогда не было.


    Peters

    ZX: Sprinter.

    Компьютеры Sprinter совместимые со Spectrum, появились тогда, когда синклеристский люд сказал друг-другу: «Здравствуй GMX! До свиданья GMX!». Другими словами - слишком поздно. Усилия компании Peters привели к появлению небольшой группы программистов пишущей для нового компьютера, но не имеющей координирующего центра. Постепенно эта группа расползалась, присоединившись кто к разработчикам для GameBoy, кто к пользователям PlayStation2, кто к сценерам на Amiga. Оставленное за их спинами ПО включает в себя около 20 программ like PeeCee во времена полного DOS и немного Windows. Не самая худшая часть этого ПО (например, Doom) была написана самим родителем компьютера - Иваном Маком. Спектрумовское сообщество расползлось раньше появления этой машины и Peters переориентировались на рынок машин для ностальгирующих коллекционеров. Недешевая плата компьютера Sprinter довольно известна за пределами нашей страны, и, как правило, называется в одном ряду с Commodore One и Access.

    Ностальгия. Если вы хотите возродить Spectrum в своей отдельно взятой квартире - вы должны достать себе Sprinter, который вобрал в себя опыт всех российских производителей Spectrum-совместимых машин. И хотя эта машина не для сценера, Sprinter не дает миру забывать, что: «Spectrum жил, Spectrum жив, Spectrum будет жить!».

    © 2004-2013 Perspective group