Абзац
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
  • Z610389805629
  • R427996570517
  • E023541002978
  • :: №28 (22.08.2006) Просмотров: 4096

    Автор: Александр Шушков / axor / Perspective.

    Рубрика: Интервью.

    Номер: №28 (22.08.2006).



    Интервью с Vitamin’ом

    Интервьюер: Александр Шушков. Интервью от 11.08.2006 г.

    Респондент: Виталий Гаврилов (Vitamin)


    Твое полное ФИО.

    Гаврилов Виталий Дмитриевич.

    Назови дату своего дня рождения.

    22 марта 1984 года.

    Брали ли у тебя интервью когда-либо ранее? Если да, то кто, когда и где это было опубликовано?

    Насколько помню, никто не брал.

    Является ли тот город, где ты сейчас живешь, твоей малой родиной?

    Да, я родился в Таганроге и живу в нем вот уже 22 года.

    Какие учебные заведения ты окончил?

    Среднюю школу. Таганрогский Радиотехнический Университет (с красным дипломом).

    Поздравляю с красным дипломом! Молодец!

    Спасибо! пять лет все-таки страдал за него ;) Между прочим, тема моей работы - «Разработка эмулятора персонального компьютера ZX Spectrum для ОС Linux»!

    Раз красный диплом, значит, все получилось.

    Ну да. Рассуждал так - мой проект не лучше и не хуже других проектов. Но имеет больше шансов на дальнейшую разработку после сдачи %)

    Какую профессию ты получил/получишь в скором будущем?

    Программист. Если точнее, то специалист по математическому обеспечению и применению ЭВМ.

    Работаешь ли ты?

    Да. Вот уже полтора года.

    Связана ли твоя работа с полученной специальностью?

    В отделе шутят, что я единственный кто работает по специальности :) Программирую под сигнальные процессоры, микроконтроллеры, АРМы.

    Нравится ли работа? Менять не собираешься?

    Работа нравится, но по ряду причин устроился еще на одну. Потом посмотрю как что будет.

    Каково твое семейное положение?

    Пока холост.

    Слово «пока» в ответе означает, что положение может измениться?

    Вполне. Я же прежде всего человек, homo sapiens, а уж потом компьютерщик (homo komputericus ;)) и спектрумист...

    Назови профессию своих родителей.

    Отец - слесарь 6 разряда, мать - домохозяйка.

    Ты живешь вместе с родителями или отдельно?

    На квартиру еще не заработал, поэтому живу вместе с ними.

    Сколько времени ты тратишь на учебу/работу?

    На работу - 8-10 часов в сутки (сейчас в отпуске, но подрабатываю), в оставшееся время отхожу от нагрузки, разбираю старые проекты, примеряюсь опять за них взяться ;)

    С чего началось твое занятие Спектрумом?

    На выпускном в 9-м классе познакомился с одним человеком. Он отец моей одноклассницы. Рассказал, что у него есть один старый компьютер и он может его мне отдать. Почему-то я сразу подумал про Спектрум (знал его довольно давно, но вплотную заняться не получалось), но, решив, что такое очень уж маловероятно, приготовился получить 286 или 386 :). Но судьба распорядилась иначе, мне перепал именно Спектрум. Таганрогский вариант с дисководом, сопроцессором, клавиатурой. Тот человек оказался одним из создателей таганрогского клона. Позже я к нему не раз обращался за помощью по ремонту, вопросами общего характера. Его сын торговал на местном радиорынке дискетами. Довольно быстро сошелся с местным спектрумовским сообществом и через полгода после получения компьютера уже довольно резво писал маленькие процедурки на ассемблере.

    Есть ли у тебя сейчас реальный работающий Спектрум? Как давно ты его включал?

    Спектрум есть. Насколько он рабочий - вопрос. Потому как неизвестно что не работает - компьютер или монитор. А проверить нет возможности...

    Что за марка компьютера?

    Таганрог-128, 2 дисковода, сопроцессор и ром-диск.

    Кто оказал наибольшее влияние на твою привязанность к Спектруму?

    Гм... Даже затрудняюсь сказать. Наверное, это совокупность людей/событий/факторов. Дружеская атмосфера сходок, пропитанная энтузиазмом. Желание сделать что-то свое и дикая радость оттого, что все работает, что ты можешь управлять этой железякой (это, наверное, сродни радости созидания, применительно к программистам).

    Какое количество времени в день, неделю ты посвящаешь Спектруму?

    Сейчас нисколько. Просто банально нет времени. А до этого сидел по нескольку часов. В зависимости от желания. Иногда за день совсем ничего не делал, а иногда с утра до глубокой ночи сидел, реализовывая какой-либо алгоритм или дописывая программу.

    Чем, кроме Спектрума, ты увлекаешься еще?

    Оказывается, схемотехникой! В частности, звуковая техника и цифровая. Вот сейчас делаю для себя усилитель с цифровым контролем - разработка, начиная от проектирования печатных плат и заканчивая написанием программы для контроллера.

    Это интересно! А для Спектрума ничего не желаешь спроектировать?

    В легкую можно сделать платы для АЦП, последовательного порта, но, по-моему, это извращение - используемые микросхемы могут превосходить мощность ЦП в разы...

    Много ли читаешь? Что из литературы предпочитаешь? Назови любимых авторов.

    В последнее время читаю мало, как это ни прискорбно. Зимой читаю больше. Хотя, если чтение технической литературы приравнять к просто «чтению», то получаются достаточно весомые показатели.

    Какие цели и задачи ты ставишь перед собой, занимаясь Спектрумом?

    Отточить мастерство, иметь что-то «для души». Я программист, поэтому мне, по большому счету, безразлично на чем программировать - на пц или на Спектруме. Просто у Спектрума есть один большой плюс - это, если можно выразиться, невспаханная целина. Попытаться сделать то, что до тебя никто не делал или делал не так (наверное, это вообще движущая сила прогресса %))

    Согласен с тобой на счет целины. Будем надеяться, что ты еще «попахаешь» :)

    Надеюсь! Хотя специфика работы - микроконтроллеры, железяки - отбивают всякую охоту писать для низкого уровня еще и дома...

    Надеюсь, что до конца не отобьют.

    Я тоже. Тем более, что в последнее время несколько сменил профиль работы -больше в верхний уровень. Так что, думаю, желание покодить вернется :)

    Спектрум для тебя это работа для ума или работа для удовольствия?

    И то и другое. Изучение и применение известных (и не очень) алгоритмов, борьба за скорость работы (не с помощью ассемблерных выкрутасов, а чисто алгоритмически) - настоящая тренировка. Очень пригождается при программировании под другие платформы. Потому как мне очень не нравятся современные тенденции в программировании, направленные на отупение программиста как человека умственного труда.

    Есть ли у тебя на Спектруме какие-либо другие интересы помимо программирования?

    Пробовал всего понемножку. С музыкой не сложилось - не могу переложить возникшую идею в ноты. Самое большое достижение - конвертация мелодий из SoundTracker в DigitalStudio и подбор инструментов. На целый диск когда-то наконвертил. А с графикой все ограничивается рисованием служебной графики, шрифтов и прочего. Хотя одно время начинал писать игрушку, довольно много спрайтов нарисовал вручную.

    Какова теперь ее (игры) судьба?

    Зависла на дискетах. Там, если честно, ничего не было. Управляешь стрелкой, куда кликнешь по локации, туда герой и идет. А-ля FullShit.

    Это все равно интересно! Если бы тебе нашелся помощник, ты взялся бы за ее доделку?

    Вряд ли... Для одного человека это весьма глобальный проект (имеется в виду чисто программистская часть), а работать в команде не люблю...

    Дима Быстров в своем интервью нашей газете признался, что у него существует некий план по выпуску программ. Есть ли подобный план у тебя?

    Есть. Но он довольно гибкий. Я вообще по жизни не люблю планировать, потому что планы имеют свойство нарушаться и приносить этим неприятности. А так - относительная свобода действия. И работается гораздо легче, когда сверху ничего не давит (сроки, планы и т.п.)

    Возможно, в чем-то ты прав.

    Это уже стало одним из основных постулатов «моего мира». Мне нужна «изюминка» в работе, ради которой я буду все делать, а не «ответственный погоняльщик». Именно поэтому я весьма благодарен своему начальнику, который дает практически полную свободу действий, в то же время консультируя по любым вопросам. А по поводу планов - это последствие частого их ломания... Приходится приспосабливаться.

    Провокационный вопрос: нет ли у тебя желания «покинуть» Спектрум?

    Желания нет. Конечно, в плане приоритетов Спектрум находится не на лидирующих позициях, но я ничего не приобрету, если брошу его и ничего не потеряю, если буду продолжать им заниматься.

    Я рад за такой ответ.

    Спасибо ;) Стараюсь смотреть на жизнь с реалистически-оптимистических позиций.

    Бывал ли ты на каких-либо крупных спектрумовских фестивалях?

    Да. Ездил на Paradox в 2001 и 2002 годах. Понемногу участвовал в обоих. Очень жаль, что они закрылись.

    Если да, то какие из них тебе больше всего понравились, а какие нет?

    Сравнивать возможности нет :) поэтому оставлю вопрос без комментариев.

    Был ли ты участником некоего проекта, над которым работало сразу несколько человек?

    Был. И не раз. И с каждым разом убеждаюсь в том, что работа должна быть максимально разнесена. Например, кодер, музыкант и график вполне уживутся. А вот два кодера (не знаю как насчет двух музыкантов или графиков) уже проблематичнее. Плюс опять же, организация нужна и прочее.

    Если такие проекты были, то назови те, которые были доведены до конца?

    Пожалуй, не могу назвать даже... Самый завершенный проект (да и то не до конца) был вне Спектрума.

    Знаю, что вы пишете какую-то ОС для Спектрума. Если это так, то расскажи об этом поподробнее. Что вы в нее заложили, каков прогресс и т.д.

    Вопрос реализации многозадачности на одном процессоре занимал меня достаточно давно. Почитал литературу, оценил возможность реализации этого на z80 и сел писать. Это был первый макет ChAOS, единственный более-менее распространенный. Именно макет, потому что на нем только отлаживались некоторые идеи. Попутно с разработкой шло дальнейшее чтение документации, началось увлечение UNIX как квинтэссенцией всего, что придумали люди в этой области (мое мнение). В то же время, каюсь, грешен, очень много времени отдал на разработку графического интерфейса в макете - вирус виндовс в сознании дает свои плоды. Именно поэтому всеми фибрами души поддерживаю чье-то высказывание «ОС - это не окошки и стрелочка». После того первого макета было еще несколько вариантов ядер многозадачности. Одно из них на испытаниях рулило 32 процессами, один из которых читал с диска (причем довольно резво). Также в качестве дочернего проекта была разработана система модулей. Один из вариантов макета ОС был построен на ней и использовался для отладки и развития. На данный момент понемногу пишется исходный материал для одного проекта, не связанного с темой ОС, но использующего наработки в этой области.

    Т.е. тема ОС у вас сейчас закрыта и дальше испытаний ничего не двинулось?

    ОС как таковой - заморожена. Сопутствующие подпроекты - в той или иной степени применяются в других моих проектах.

    Какие твои проекты были доведены до логического конца?

    Вот собираюсь замораживать VideoStudio (это моя третья программа, по большому счету). Ничего принципиально нового (и применимого в существующих условиях) на данном этапе предложить не могу, поэтому стоит прикрыть проект. Естественно, он имеет все шансы быть продолженным, если вышеуказанные идеи возникнут.

    Хочешь ли начать какой-то совершенно новый проект?

    Их у меня начатых лежит как минимум 4 ;)

    Мы знаем об этих проектах или это действительно что-то совсем новое и ты это еще никому не показывал?

    Показывал... И очень жалею, что сделал это. Потому как последующий поток понуканий и вопросов «когда сделаешь?» отбивает всякую охоту продолжать. Надеюсь, это временное.

    Есть ли среди некогда начатых тобой проектов заброшенные/незавершенные?

    Навалом. Наверное, каждый кодер имеет в запасе несколько (десятков, сотен, тысяч) начатых проектов в разной степени готовности. У меня это была пара наметок игр, монтажер видео, что-то еще было, сейчас не помню даже.

    Вернуться к ним не планируешь?

    Я постоянно совершенствую свои знания, поэтому мне проще написать код заново, нежели возвращаться к старому и модернизировать его. Ясное дело, это не относится к частичному использованию кода.

    Участвуешь ли ты в каких-то закрытых проектах?

    Нет. Хотя с другой стороны, мои проекты, исходники которых не выложены на всеобщее обозрение, можно назвать закрытыми. Все предложения по изменению/добавлению проходят через меня, и я решаю что и как делать.

    Многие тебя знают как автора различных системных программ. А не хотелось ли тебе попробовать свои силы в каком-то другом направлении (например, в играх)?

    Как уже говорилось выше, пробовал. Но особого желания продолжать не было. Я по натуре не игроман. Раз в месяц во что-нибудь играю (на пц обычно) чтобы расслабиться.

    Если да, то в команде с кем бы ты хотел работать?

    С людьми, до которых могу достучаться лично и с которыми всегда можно договориться.

    Чем бы ты мог помочь в таком случае, какие бы взял на себя обязательства?

    В случае командной работы предпочитаю крайности. Либо высшее руководство, когда отдаю только «приказы», либо конечный разработчик, получающий указания и отдающий код. Все промежуточное (крайне редко, но встречается) мне чуждо.

    Есть ли у тебя идея создания какой-либо программы, которой еще не было на Спектруме? Если есть, то какой именно?

    Идея была. Реализовал. Сейчас если и есть какие-то идеи, то даже и не знаю точно, есть ли существующие аналоги или нет.

    Твои ближайшие планы по выпуску программ?

    Довести до ума QHTS и выпустить новый проект, который начал более года назад.

    Можно ли ожидать от тебя что-то новое?

    Зависит от того, что подразумевать под понятием «новое». Если это игрушка, то 99.9% нет, если программа/газета/статья, то 90% да.

    Какие из твоих проектов для тебя наиболее значимы, любимы?

    VideoStudio как мой первый серьезный проект, родившийся в результате переписки с Димой Быстровым и обросший вспомогательными программами (MoviePlayer+PC version). Ну и QHTS как самый масштабный проект, в который было очень много вложено сил и времени.

    Как ты думаешь, чего больше всего не хватает на нашей платформе?

    Как программист, скажу - языков высокого уровня с достаточно хорошей реализацией как компилятора, так и пользовательского интерфейса. Как пользователь - новых релизов и мероприятий.

    Оказывается, что Rst7 некогда начинал делать компилятор Си, но не довел его до ума. Не хочешь ли ты попробовать свои силы в подобной затее? Или ты считаешь, что это чересчур сложно?

    Для одного человека - весьма сложно. Идеи были, я даже писал статью про вычисление арифметических выражений (это связано с темой компиляторов). Но практического применения эти идеи не нашли, может вылились в пару страниц кода и все.

    Здесь ты имеешь ввиду статью про обратную польскую запись, которая до сих пор у меня лежит и ждет своего часа?

    Да, именно она. Обратная польская запись - это один из самых эффективных методов представления связанных вычислительных конструкций для ЭВМ.

    Возвращусь к компилятору. Если бы тебе кто-то смог в этом помочь, взялся бы за подобный проект?

    Положа руку на сердце, затрудняюсь ответить. Если у помощника(ов) будет больший объем знаний по этой тематике, чем у меня, то вполне. А если меньше - то это гиблое дело, потому как на данный момент по этой теме знаю очень и очень мало (не было нужды изучать).

    Есть ли, по-твоему, приток новых людей на платформу? Если есть, то назови их имена.

    Приток есть всегда. Пусть и не такой масштабный, как хотелось бы, но он есть. Насчет имен - список членов форума и эхи. У меня с этим слабо :)

    Нужен ли вообще подобный приток?

    Безусловно. Новые идеи, новые сумасбродства, которые в итоге выливаются в опыт, новый взгляд на вещи - без этого платформа зачахнет окончательно и бесповоротно.

    Какие предпосылки необходимы, чтобы на платформу приходили новые люди?

    Чтобы люди шли не за красивой цветастой графикой, обалденным звуком и прочим, а за творчеством, возможностью реализовать себя в такой узкой и специфичной сфере. Иначе мы получим (можно сказать, уже получили) категорию людей, которые при слове «Спектрум» презрительно кривят губы и кивают, мол, слышали, знаем. А сами при этом не способны ни на что, кроме банального пользования программами безо всяких практических результатов деятельности.

    Играешь ли ты в игры на Спектруме? Если да, то назови их.

    На реале очень долго играл в UFO1 и BlackRaven. Еще игрался в CSC:DejaVu. После этого стал более аккуратно относиться к потраченному на игры времени и следить, чтоб оно не вышло за разумные пределы.

    В какие игры ты бы хотел поиграть, но которых еще нет на Спектруме?

    Затрудняюсь ответить, не спец по играм...

    В каком виде ПО ты видишь избыток, недостаток?

    Избыток - текстовые редакторы и коммандеры. Недостаток - специфические утилиты, редакторы (что, в принципе, и естественно).

    На счет коммандеров и текстовых редакторов, так я лично, идеала пока не вижу. Видимо потому их и избыток - каждый хочет сделать то, что ему не хватает.

    Это да. Конкуренция - залог развития. Все лишнее время отсеет само.

    Много ли человек (спектрумистов) входят в постоянный круг твоего общения?

    Ни одного. Друзья знают о моем увлечении, единомышленники или находятся вне пределов общения или забили на Спектрум.

    Каким средством общения ты пользуешься?

    Обычная и электронная почта, ICQ, личные встречи.

    Откуда ты узнаешь основные новости из мира Спектрума?

    На форуме. Иногда захожу на варезные сайты.

    Почему ты не выписываешь «Абзац»?

    Даже и не знаю... Несколько раз порывался подписаться, но все время что-то мешало. Да и вообще, читаю только одну газету, плюс еще покупаю программу для телевизора (я его не смотрю). Все новости, которые мне нужны (а нужны довольно редко) получаю из Интернета.

    Входишь ли ты в какую-то творческую группу?

    Официально - в Coders’ Academy Interactive Group. Реально - я в ней остался один... Все остальные разбежались, хотя иногда пересекаемся, ни о каком творчестве на благо платформы речь не идет.

    Кого, из активных на сегодняшний день программистов, ты считаешь сильными?

    Естественно, Alone Coder благодаря его трудоголизму и профессионализму. Могу еще назвать Ивана Рощина. Тоже, на мой взгляд, очень сильный программист. Кодеров, прославившихся на ниве демостроения, не помню и не считаю данный вид творчества самым важным. Как побочное направление - пожалуйста, но тратить свой кодерский потенциал исключительно на написание супер-мега-эффектов - чушь.

    Если бы тебе потребовалась помощь в программировании, к кому бы ты обратился в первую очередь?

    Выложил бы сообщение на форум и стал ждать ответов. Ну, или написал Диме Быстрову в ближайшем сеансе связи. Зависит от того, насколько срочно нужна помощь и что было бы раньше.

    Что огорчило, не понравилось, разочаровало в текущем году?

    Свое вынужденное бездействие %) Когда в голове появляется какой-либо алгоритм, руки чешутся залить его в код. А не получается - надо срочно делать что-то другое.

    Чего больше всего ты ждал от этого года?

    Чего-нибудь нового, что обратит на себя внимание и не раз. Будь то программа, событие или человек.

    Кого из спектрумистов ты бы отметил в этом году как наиболее активного?

    Думаю, ответ очевиден :) Плюс можно добавить SMT. Хотя он программирует под пц, количество версий эмулятора скоро сможет соперничать с пресловутым ACEdit.

    Чего ты ждешь от будущего года?

    Реализации своих (и не только) проектов. Ну и, естественно, что год будет лучше прошлого.

    Твои пожелания читателям «Абзаца».

    На этот вопрос хочется ответить фразой из одной интры от Energy Minds: «Remember - we are together».

    Какая-то тенденция наметилась заканчивать интервью по-английски:)

    А что поделать? Прощаться не хочется, поэтому надо уходить по-англицки %)

    Удачи тебе!

    Спасибо! Тебе тоже! И всем поклонникам нашего старичка Speccy!

    © 2004-2013 Perspective group