:: СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
:: Газетные рубрики
:: АВТОРЫ
:: Поиск
:: Поддержка проекта
Webmoney:
|
:: №31 (04.07.2007) Просмотров: 19943
Автор: Дмитрий Быстров / Alone Coder. Рубрика: Читатель читателю. Номер: №31 (04.07.2007). ZX Spectrum в бывшем СССР - таймлайн (1995-2006)1995 годОколо 1995 года народ стал массово выходить в компьютерные сети, прежде мало кому доступные. На ZX Spectrum появился ZXNet - система BBS на CDOS-модемах (развязка однобитного сигнала на телефонную линию, с дозвоном вручную!), объединённая общей структурой. В сентябре Oldman создал газету Online, а вскоре в СПб начал издаваться ZX-Format, который сразу приобрёл гораздо большую популярность, чем московский Spectrofon. Пишется множество мегадем, самая известная из них - Insult. Хит года - Pro Tracker. Музыку стали писать все, кто раньше боялся! Ценителей потрясли небывалые отечественные игры Звёздное наследие (STEP, Москва) и Last Battle (Hackers’ Squad, Калининград). А игра UFO (Copper Feet, СПб), идея которой позаимствована с IBM PC, оказалась так популярна, что её аналог (ближе именно спектрумовской версии, чем к оригиналу!) к 1998 году выпустили на БК11М. 1996 год ZX Spectrum пробился на Enlight. В Москве вал сетевых газет. Кроме них пишут только демки, интры и гифты - демомейкинг завоевал умы всех и каждого! Codebusters (Харьков), Magic Soft (Москва) и XL-Design (СПб) рекламируют Амигу. Hарод слепо повторяет фразу «Амига рулез». KSA после выпуска знаменитого Monster Commander дописал свою последнюю системную программу - Sound Tracker Pro (временно затмившую Pro Tracker) - и покинул ZX. Разработчиков хорошего системного софта в Москве практически не осталось. Девелоперский софт в основном поставлял Харьков (RST7, Stalker, Alem и др.), используя, в частности, каналы Инфоркома. В глубинке начинают выходить журналы, похожие на Spectrofon. Игры-хиты: Prince of Persia (Nicodim, Ярославль), UFO-2 (Copper Feet), Mortal Kombat (Mafia, Харьков), Square Head и Strip Reversi (Outland, Кишинёв). 1997 год В 1997 году журнал Радио перестал печатать статьи про ZX Spectrum, предоставив страницы потоку рекламных статей про IBM PC. Инфорком закрыл ZX-Ревю. Электронное ZX-Ревю, перенявшее эстафету - детище Ивана Рощина. После того, как Георгий Шепелев в 1996 году подключил к Спектруму Hayes модем, VIC и Dismaster разработали терминалку Melon. В СПб этими вопросами независимо занимался Михаил Кондратьев, автор ZXUnZip и ZX-версии PkUnZip. Харьковчане продвинулись дальше, видимо, благодаря тесному сотрудничеству: доработка 512x192 по VMG нашла применение в терминалке, расширенная по VMG память - почти во всём харьковском софте, Dismaster написал просмотрщик GIF’ов, а Cobra - проигрыватель MOD’ов (появилось что качать с BBS). Но непонятно из-за каких конфликтов все эти люди избегали публиковаться в харьковских журналах (а их было два: ZX-Power и Faultless), потому огромная часть харьковской жизни 1997 года осталась в глубокой тени. Кондратьев тоже не опубликовался ни в ZX-Format, ни в промелькнувшем Spectrum Expert’е. X-Trade, помимо Spectrum Expert’а, выпустили плату General Sound и XTR-модем. Фирма Scorpion & MOA начала продавать SMUC (с прозрачной поддержкой HDD) и GMX. Ivan Mak демонстрирует прототип Спринтера. Над программной поддержкой Vicomm-модемов (аналогичных CDOS-модемам) в СПб работал *MAS* (который и сейчас держит SpbZXNet), а в Гродно - KVA. ZXNet вскоре перешёл на FTN пакеты, и разработанный KVA мейлер Lara Croft (он оказался удобнее мейлера ZED, написанного на C) подошёл и хайесовщикам. ZXNet появился в Минске, и за этим последовал вал газет и демок. Но минчанам это, в отличие москвичей, не мешало писать игры. Играми занимались Optical Brothers, Asphyxia (Tankard & Freeman) и Fatality (Mast). Открылся сайт Virtual TR-DOS. Выпущен первый номер журнала ZX-Element. Системки в Минске, как и в Москве, писать не любили. Несмотря на огромное количество ZX-работ на Enlight, пати сорвалось именно из-за спектрумистов. Причём не просто сорвалось, а HАВСЕГДА закрылось. Codebusters уходят со сцены, в будущем они вернутся только для того, чтобы представить эмулятор ZX на Amiga. Ростов-на-Дону: Disabler делает много программ (системных и игровых) в ему одному присущем стиле. Воронеж: выпущен Pro Tracker v3.1 - ответ злобным хакерам, сотворившим v2.4 и v3.0. Несмотря на отдельные глюки и отпугивающий интерфейс, PT3 имел столь широкие возможности, что многочисленные конкуренты навсегда остались в стороне. Луганск: команда Crystal Dream начинает вырываться в лидеры по количеству выпускаемых игровых проектов, успевая при этом издавать прессу под разными наименованиями. В декабре Вячеслав Медноногов доделал игру Чёрный Ворон, фантастическую по качеству исполнения. Башнесрывательная бродилка Операция Р.Р., вышедшая раньше, на тот момент ещё не успела разойтись по стране. Год был знаменит всплеском рекламы от Digital Reality (Новгород). Ни один из проектов, которые они рекламировали, впоследствии не был выпущен. 1998 год Игра года - Чёрный Ворон. В её честь даже назван электронный журнал Чёрная Ворона (г. Димитров Донецкой обл.). Донецкая игра Зеркало оставила Звёздное Наследие далеко позади. В Минске происходит слияние Fatality и Asphyxia - хит Kolobok Zoom 2. Вышел второй и последний номер ZX-Element, газеты понемногу закрываются. Москва мертва, если не считать Ивана Рощина с его Best View (потомок листалки электронного ZX-Ревю). Funtop удался фантастически хорошо при этих обстоятельствах. Mr Gluk из Иванова выпустил схему часов (разработанную независимо от SMUC), прошивку ПЗУ (часть прошивки - харьковский командер Perfect Commander) и (в пику Digital Reality) игру Homer Simpson in Russia. Шутки Mr Gluk’а у всех на устах - у него безусловный литературный талант. Он пишет и описания к программам коллег. ZX-Format и Spectrofon дали дуба. На их месте - Deja Vu (Playgear, Кемерово), Adventurer (CPU, Рыбинск) и Miracle (Triumph, Челябинск). В ноябре редакция журнала Oberon (Самара) решила перейти к выпуску более оперативного издания - газеты Born Dead, которой было суждено в ближайшие пару лет стать рупором отечественной демосцены и образцом для подражания. Шутки ММА тоже у всех на устах - у него тоже безусловный литературный талант. Шоком была информация о существовании жизни за бугром (в Словакии) - игры фирмы Ultrasoft, мероприятия Demobit и Doxicon, а также огромная демка-буриме First Association, только одну часть для которой успели прислать из СНГ (Laser Soft, Московская обл.). Системки года - семейство Hrust (долго добиравшееся из далёкого Горно-Алтайска), а также командеры: Global Commander (Старый Оскол), Real Commander (Брест) и Consul Commander с огромным комплектом утилит (Чебоксары). Ещё обратил на себя внимание Excess Sample Editor (Казань) - ведь несмотря на расплодившиеся цифровые музредакторы, редакторов сэмплов не было. Excess выпустили и игру Last Hero of the Light Force, полный комплект которой занимает целых четыре диска! 1999 год В продаже возникают компакт-диски с ZX-софтом, сначала бессистемные архивы безымянных производителей, потом аккуратные сборники MMA и Playgear. Повышенными темпами продолжается интеграция PC с ZX: на первом выпущены ZX Emul v0.33 (точный эмулятор Пентагона, Ростов-на-Дону) и файл-менеджер SN v1.12 (Нижний Новгород), а на втором - программы TRMSHOB (Львов) и JPEG viewer (Самара). Теперь для полного набора вьюверов на ZX не хватает только PNG и DjVu ;) Огромное количество газет, главные из них Born Dead (Самара), Heresy (Ковров), Psychoz (Triumph, Челябинск), Insanity (Глазов-Пермь). Мания видео на ZX - атрибутное и чанковое. Самый известный ролик - Locomotion (Самара). ММА, он же Unbeliever, предсказывает, что этот год - последний год ZX демосцены. Он глубоко ошибается. Проходит целых 5 фестивалей, где демонстрируются такие шедевры, как Anamnesis, C2H5OH, Napalm, Devotion, Marazm4k. Интры с Phat по непонятным причинам утеряны организаторами. В Черкассах выходит специальный демомейкерский журнал Demo or Die. Появившийся «сценовый» журнал Scenergy (основанный Digital Reality) пытается переплюнуть Adventurer. SLIP (Хабаровск) выпустил за один год 3 игры, которые в любых других руках превратились бы в долгострой: Цезарь, 8 Отдел, Империя 2000. Среди прочих гейммейкеров выделяется Paradox (Великие Луки). Много интересных схем. Важнейшая из них (AXLR, Северодонецк Луганской обл.) касается поддержки HD дисков. Другая разработка (коллектив из Донецкой обл.) - гигантский DMA Ultrasound, попытка организовать на рассыпухе часть схемы «больших» компьютеров. А я предлагаю собрать видеорежим 384x304 на одном рубильнике. 2000 год В начала года проведено CC invitation compo. По уровню работ оно оказалось успешнее, чем сам фестиваль, на котором, впрочем, среди прочего выставлена забавная мультиколорная демка Tryptomine Dream от Brainwave (Йошкар-Ола). Born Dead и Scenergy умерли в муках. Им пришла замена: Izhnews, ZX-Guide и печатная газета «Абзац». В это время Nemo на страницах «Открытых писем» читает сценерам лекции об их умственной неполноценности. В Черкассах доделана игра Crime Santa Claus Deja Vu, которую ждали 3 года. Игра благодаря стараниям художника Панды (он же композитор) не похожа ни на какую другую. Столько графики и анимации мы ещё не видели! Игры Stagger и Pussy от белорусских программистов своей агрессивной фреймовостью также доказывают, что не в одних демках счастье. Война графических редакторов: BGE (Delirium Tremens, Барнаул) против Excess Deluxe Paint. Выигрывает BGE, в котором часть кода заимствована из конкурента, но всё организовано на порядок аккуратнее. Excess’овцы разражаются руганью и уходят со сцены. Пакеры HRIP (те же Delirium Tremens) и RIP (Роман Петров, Йошкар-Ола). Депакер ZXUnRar (AIG, Москва). 2001 год Brainwave выпускают последний проект - демо Stellar Contour, где свирепый код наложен на отсутствие дизайна. Новое поколение сценеров выпускает нечто под названием Scream #1. ZX-Guide #4 тоже начинает продвигать себя как сценовое издание. Газеты ZX-Time #4 (Енакиево, Донецкая обл.) и Sinclair Club #5 (Воронеж-Рязань) удивляют возвращением забытых было бордерных эффектов для компьютера Пентагон 128. Становится известно о существовании спектрумистов в Котласе. Macros, засветив журнал MSF, открывает проект Lamergy по мотивам морально загнивающей газеты Body - последней минской газеты. В Lamergy может анонимно писать каждый и о чём угодно. Возрождён плейер-выдиралка Pusher (Himik’s ZxZ, Ижевск) - самый мощный из существующих. Возрождён ALASM - мало кем виденная версия KVA (с поддержкой макросов) исправлена, улучшена и наворочена Capry/Stall (Первоуральск). Кроме того, Stall пытаются завоевать гейммейкинг-сцену. Но хитами были Homer Simpson in Russia 2 (Иваново) и Dizzy Underground (Череповец). Появился эмулятор Unreal Speccy (Саратов) - гроза всех эмуляторов. Написан программистом, о котором до сих пор почти ничего не известно. 2002 год Производство Спринтеров свёрнуто. Группа Triumph на подъёме - Psychoz вернулся. Ростовский Don News тоже не сдаёт. Кроме того, Cannibal из Краснодара взял в свои руки газету Heresy. ZX-Guide, к неудовольствию вышеупомянутой общественности, закрывается в пользу малоизвестного Inferno (Самара). В то же время выпущен Krik #2 - клинический идиотизм, поданный как сценовость, на что Lamergy живо реагирует. Adventurer #13 дует в ту же дудку. Перешёл в свободное распространение волгодонский компакт-диск Chip ZX, содержащий самые раритетные программы. Программа CD Walk by Vega (СПб) первая позволила работать с компакт-дисками. Расцвет музыки на AY: CJ.Echo, Nik-O, Macros, C-Jeff. Музыкальный конкурс The Compo терпит провал, а организованный в интернете Antique Toy проходит успешно. Редактор цифровой музыки Chip Tracker нравится некоторым композиторам. Eye-Q и MHCG - две подзабившие группы из Дзержинска - поспорили на большое количеств пива, кто из них напишет лучшую демку для ZX. Демки были выставлены на CAFe’2002, и в итоге... набрали одинаковое количество баллов - ровно по 244 :) Newart выпустил IF Creator для создания простых текстовых адвентюр. 2003 год Сергей Бульба, автор AY Emul, зарелизил огромный сборник AY музыки - TR Songs. Не менее громадный сборник Newart’а так и не был опубликован. Выпущен грустный Born Dead #0G - многие поверили, что это оригинал, однако все статьи Unbeliever’а на деле написал я. На другой стороне сцены выходят Last 128 и Full Pull - съезжание по наклонной плоскости Body-Lamergy продолжается. Битва двух JPEG viewer’ов: Alone Coder vs Sam Style (Новгород). ZXUnRar возвращается, к нему появляется ZXRar. Дисковая утилита AIDS из Новосибирска затмевает FUT и RDS. Nemo склеил ласты. Впрочем, последний компьютер он собрал в 2001 году, а дальше занимался только демагогией. На CAFe’2003 успешно состоялся конкурс ZX игр. Кроме того, привезли два плейера Video с CD: by Hedgehog (СПб) и by PSB (Миасс). Показывали плейер Hedgehog’а. А я решил продемонстрировать на ParaDIGMus, что в 128k помещается значительно больше видео, чем можно было ожидать, и... 2004 год ...Vitamin зарелизил Video Studio. Бум IF игр. Newart доделал головоломку Fire & Ice - лучший дизайн на ZX со времён Ultrasoft. Выпущен Hexagonal Filler - первая и последняя игра в мультиколоре, отставшая от сцены, по известному выражению одного из мэтров, на 5 лет. Фирма Cronosoft предлагает всем желающим выпустить свои игры на настоящих кассетах за настоящие деньги. Из отечественных программистов отозвались Triumph. Конкурс игр на Chaos Constructions и конкурс «Твоя Игра» оба состоялись. Вышли стратегические игры Империя 2 и Империя 3 - то, что не мог доделать никто (Warcraft, Jackals, Operation Oil...), SLIP сделал с лёгкостью. Проектов, аналогичных Wolf’2004, тоже было много, но никакой другой не дожил до релиза. Практически все журналы закрылись, основным становится Inferno Guide, к концу года переименованный в Info Guide. NedoPC group (Москва) неожиданно запускает в производство IDE-контроллеры и компьютеры ATM Turbo 2+! vBv (Красноярск) издаёт самый большой сборник софта для ZX. 2005 год Основан форум zx.pk.ru. Большинство газет закрылось. Публикация списка спектрумистов встречает негодование. Поливание Клайва Синклера встречает одобрение. Pentagon 1024SL выпущен! До этого было два таких проекта, не дошедших дальше обещаний. Камиль Каримов (Екатеринбург) пустил в продажу контроллеры клавиатуры. NedoPC начали производство TurboSound. Himik выложил трекер для этой железки, но без компилятора. Поэтому Shiru пишет музыку под TurboSound в Vortex Tracker’е. Под занавес года опубликована схема «цвет на точку». Pang 16C - первая игра для ATM за 10 лет. В это время SAM Style пишет адвентюрные игры. Hackers’ Design Software (Тюмень) пишут всё на свете :) Scorpion из Северодонецка выпустил третий, независимо разработанный JPEG viewer, Zet9 из Харькова - операционную систему DNA OS с поддержкой FAT16, а Budder из Петрозаводска - Wild Disk Copier (CD/HDD копировщик), поддерживающий FAT32. 2006 год Pro Tracker и Vortex Tracker переделаны под Turbo Sound. Поэтому на DiHalt’2006 и CC’2006 вагон TS музыки. Однако на забугорных демопати выставлено больше ZX демок, чем на отечественных. Одновременно мы узнаём о существовании испанских и английских разработчиков ZX игр. Но мы вполне можем противопоставить им, например, Time Gal (первую игру на CD) и Ball Quest (первую игру с TS музыкой). Доносятся очередные слухи о Спектрумах внутри FPGA, но никто таковых не видел. Взамен выпущен вполне реальный Pentagon 1024SL v2.1. В поле зрения появляются упаковщики MegaLZ, Bitbuster Extreme и mRIP. Выходит ещё две программы работы с файлами на CD - iS-DOS-копировщик Дмитрия Терентьева (Курская обл.) и новая версия DNA OS. Vega пытается поддержать DVD в программе CD Walk, но... |